Позитив на уик-энд. ЦБ смягчает грядущий «кризис плохих ссуд»
zhu_s — 19.12.2014 (немного запоздал с комментарием, Сонин уже дал ссылку на разъяснения, но все равно оставлю это здесь). Банковские кризисы обычно замыкают триаду финансовых кризисов, приходя после девальвации и дефолта по госдолгу, в условиях уже довольно глубокой рецессии, когда заемщики теряют платежеспособность. Скажем, в прошлый кризис нарастание доли просроченных ссуд продолжалось до середины 2010г. К этому времени в экономике – нашей и мировой - уже год как зеленели ростки послекризисного оживления.Правда, бывают и исключения. В 1998г. из тех же благих побуждений - отсрочить кризис в банках, перегруженных обязательствами в валюте, и с активами в «мусорных» рублевых ГКО, денежным властям России удалось изменить нормальный ход развития финансового кризиса. Сначала они «повалили» банки, организовав кризис ликвидности, и вызвав «набеги» вкладчиков на них, а также спад в экономике из-за остановки платежей. А уже затем ими вместе с правительством было объявлено о девальвации и дефолте, а заодно и о моратории на выплату всего внешнего долга вообще, а не только государственного, и аннулировании форвардных контрактов. Обиженные иностранные инвесторы отказывались связываться с российскими финансовыми рынками потом лет эдак 5, как бы забыв, что здесь «обувание» лоха-кредитора еще со времён Ленина и Красина власти всегда считали высшим проявлением ума, чести и совести.
В этот раз финансово-экономический блок более грамотен, а банковский сектор зарегулирован практически в соответствии с мировыми (базельскими) стандартами. Посему можно надеяться, что надвигающийся «идеальный шторм» в России будет развиваться более канонически. С той лишь разницей, что дефолта по госдолгу у нас пока не будет из-за наличия бюджетного буферного фонда, который смягчит рост нагрузки по обслуживанию евробондов. За девальвацией рубля и сжатием импорта последует глубокий спад в первом квартале в секторе услуг и инвестициях, и лишь где-нибудь к весне крупные госбанки вслед за нефтегазовыми компаниями выстроятся в очередь за бюджетными деньгами налогоплательщика (рекапитализацией), а владельцы мелких, как водится, отбудут в куда-нибудь Лондон, прихватив из одолженных им доверчивыми россиянами сбережений всё, что можно унести.
Заблаговременно готовясь к этому потрясению, ЦБ издал документ «О мерах Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора», призванный, с одной стороны, избежать немедленного закрытия всех банков, или как минимум, передачи их на санацию в АСВ, из-за несоответствия нормам пруденциального надзора, в которые они перестали попадать по причине удорожания валюты, и напротив – обесценения акций и облигаций, удерживаемых банками. Бухгалтериям банкам разрешено не показывать в балансах отрицательную рыночную переоценку ценных бумаг и зафиксировать курс при расчете активов и обязательств на уровне 3-его квартала (даже при сбалансированной ОВП банки иначе могли бы вылететь за переделы норматива по предоставлению кредита одному заемщику, если у того был крупный валютный кредит).
С другой – пообещав банкам и CCP, центральному контрагенту (central counterparty) Московской биржи, бесперебойное снабжение ликвидностью, в т.ч. и валютной, в условиях разваливающегося на сегменты межбанковского рынка. С третьей – ослабив регулирование пределов ставок по операциям для конечных вкладчиков и заемщиков, ставшее неуместным в условиях взлета ключевой ставки до «запретительных» высок и труднопредсказуемой инфляции. Ограничений на эффективную ставку потребительского кредита, не будет еще полгода, и банки могут смело продолжать лупить с населения и 60, и 180% годовых с учетом всех поборов. Рекомендация по предельному превышению ставки по депозитам, которую ЦБ мониторит по 10 крупнейшим заемщикам, повышена с 2 до 3.5%.
И наконец, с четвертой – остановив таяние капитала банков, сперва разрешив им в ряде случаев не начислять резервы по сомнительным ссудам (РВПС), что превратило бы многие банки в убыточные, а затем и пообещав вместе с Правительством bailout («взятие на поруки») тех и тогда, когда убытков все же будет не избежать, и сжатие капитала превратит их в подобие финансовых пирамид, обещающих вкладчикам больше, чем они имеют.
Тут предусмотрено довольно много мер: возможность не резервировать в случае реструктуризации кредита с изменением его валюты; не учитывать просрочки по ссудам заемщиков, попавших под санкции; разрешить считать обусловленными чрезвычайными обстоятельствами просрочки до 2 лет вместо 1; увеличить срок, когда не начисляются РВПС по кредитам на инвестиционные проекты (типа «Южного потока» - кто-то ведь кредитовал эти выброшенные 5 млрд. долл., равных бюджету какой-нибудь Бангладеш?); отменен повышенных к-т риска для ссуд, предоставляемым владельцами банкам самим себе «на факторинговые и лизинговые операции» (классический случай банковского мошенничества, из-за которого кое-кто из банков «лег» в прошлый кризис); ввести пониженный к-т риска для кредитов в рублях российским экспортерам в случае их страхования через ЭКСАР.
Все эти меры, с одной стороны, позволят избежать нарастания вала РВПС вслед за ожидаемым валом необслуживаемых ссуд, что позволит банкам показывать прибыль или, по крайней мере, меньшие убытки в бухгалтерских отчетах. С другой стороны, понятно, что в случае глубокого и длительного спада, многие банки рискуют превратиться в зомби, которых нельзя закрыть по формальным основаниям (капитал достаточен), но у которых в активах много «токсичного» мусора, реальная рыночная цена которого непонятна. Но в любом случае, это, конечно снизит вал банков, отправляемых на санацию, и поможет пережить спад, если он будет острым, но недолгим (V-образным).
P.S. Хотел еще прокомментировать аналогичное сегодняшнее решение НБ Беларуси, но сил уже нет. Хотя что тут сказать - там ставку 50% сделали, норматив обязательной продажи валютной выручки тоже 50%, налог на транзакции с валютой 30%, и т.п. В общем, белорус тот же русский человек, только в развитии - лет через 200. У нас пока попроще.
|
</> |