«После залпа надо бежать или немцы накроют сразу»

топ 100 блогов diana_mihailova25.10.2020 «После залпа надо бежать или немцы накроют сразу»
«После залпа надо бежать или немцы накроют сразу»- ветеран о службе в батарее "Катюш"



Советская реактивная установка "Катюша", наряду с танком Т-34 и КВ-1 стала одним из символов победы. Реактивные залпы этой машины приводили в страх даже немецких солдат, которые уж точно знали толк в военной технике. Но эта статья не о самой "Катюше", а скорее о людях, которые ей управляли. Я расскажу Ефиме Борисовиче Пивнике, который был командиром огневого взвода "Катюш" и видел всё своими глазами.



Ефим Борисович родился в Борисполе, под Киевом в 1924 году. Он учился, на лётчика, однако выпускной вечер так и не состоялся, он был запланирован на 22 июня 1941 года.


Как для Вас началась война?


« Сразу после начала войны мы побежали в военкомат, но наш год еще не призывали. Ребят 23 года, с которыми я учился, взяли и отправили в Омское училище. А из нашего возраста формировали отряды и посылали на восток, в эвакуацию.
Между тем, в городе создавался истребительный отряд, куда я и записался. Основная задача – ловить диверсантов. Машин не было, оружия тоже, можно сказать. Выдали учебные осоавиахимовские винтовки с просверленными патронниками, но был штык. Сразу получили задание. Перед войной на Бориспольском аэродроме начали делать бетонное покрытие. На стройке работали заключенные. В первый же день войны немцы бомбили Киев, и наш аэродром тоже. Заключенные разбежались. Мы, вместе с красноармейцами, ловили их. Мы ни одного не поймали, а солдаты ловили. Я потом видел их, сидят в кузове грузовика, злые, надменные. Так началась для меня война. »


Перед началом немецкого вторжение, в приграничных территориях действительно действовали диверсанты. Множество националистических и сепаратистских организаций, ещё с конца 30-ых годов выжидало "удобный случай".


После того, как истребительные отряды потеряли свою актуальность, Ефим Борисович, с остальными жителями был эвакуирован на Восток страны, в Воронежскую область. Некоторое время он работал там в колхозах, а потом отправился в Свердловск, чтобы работать на Средне-уральском механическом заводе слесарем. Именно там, он впервые столкнулся с Катюшами. Там делали головную часть снарядов для этих реактивных установок.


Как Вы попали в армию?


« В апреле 1942-го я болел тифом. В это время должны были призвать в Челябинское авиационное училище, а я не попал, проболел. В мае я пришел на призывной пункт Орджоникидзевского района (Уралмаш). Нас всех, человек 15-20 с поселка Сугрэс отправляли в пехотное училище. Я подошел к военкому, показал документы из школы планеристов и попросился в летное училище. Тот распорядился отправить меня пока обратно, до особого распоряжения. В августе снова вызвали в военкомат, говорят: «Летных наборов пока нет, а служить надо». Мало было самолетов в 42-м году. Даже те ребята, которые уехали в Челябинское авиационное, как писала мне потом мать, тоже не стали летчиками. Их отправили в танкисты. Так и я оказался в гвардейском минометном училище в г.Миасс.



Только появились в расположении, увидели – стоят «Катюши» на ЗИСах, на танкетках, пусковые станки, я же не знал, что это такое. Началась учеба. Курсы были сокращенные, шестимесячные. Мы прибыли в конце августа и нас тут же направили на поля. До сентября работали на уборке урожая, только потом начали учиться по шестимесячной программе. Закончили программу, сдали экзамены. Всем хочется на фронт, а нас не выпускают. Неизвестно почему. Начальство не знало когда мы понадобимся, поэтому программу не меняли, а перегоняли из пустого в порожнее. Повторяли пройденный материал, работали на лесозаготовках, на постройке эвакуированного завода ЗИС, снаряды грузили, и так далее. Только в декабре 1943-го нас выпустили. Я был в чине младшего лейтенанта, специальность – командир огневого взвода. »


​​Наверное покажется странным, что человек без хорошей специальной подготовки, стал командиров огневого взвода машин реактивной артиллерии. На самом деле это было связано с нехваткой офицерского состава. Многих опытных военных и офицеров, к 1943 году уже выбили, поэтому штат наполняли "по-возможности". К примеру, многих трактористов использовали для управления танками, т.к. система была чем-то похожа.


Какие у Вас были обязанности и задачи?


« Командир взвода отвечает за установку пусковых станков, загрузку снарядами. Все 12 станков стоят в ряд, на каждом по 8 снарядов, из которых торчат провода. Еще один провод прокидывается вдоль всего ряда. К нему подсоединяются все мины. Все очень примитивно. Этот провод соединяется с подрывной машинкой или с батареей БАС-80. По команде – огонь. Залп производит электрик.


На залп нам давали 5 минут. Объясняю: при залпе не всегда вылетали все мины. Где-то оборвется проводочек, и часто несколько мин не вылетали. За 5 минут мы должны запустить их «вручную». Я, как комвзвода, и вообще все офицеры, кто есть, распределяем снаряды меж собой. Кто бежит к мине с батареей БАС-80, цепляет провода, пускает напрямую, кто вообще с факелом. Если БАС не сработал, значит, обрыв внутри. Факел засовываешь в сопло и берегись, потому что и обжигались, и камни с землей летят – это же реактивная сила. »


Далее, Ефим Борисович поясняет о структуре дивизиона. В него входят взвод управления, и три огневых взвода. Как правило, катюши использовали для подавления немецких позиций перед наступлением. Огонь катюш покрывал определенный участок местности, а не точную позицию в отличие от обычной артиллерии, и был очень эффективным.


Ветераны, воевавшие на «Катюшах» говорят, что после залпа надо бежать, или немцы накроют сразу. Это правда?


« Они уходили, им хорошо. Сел и поехал. Мы, если время есть, на позиции отрывали ячейки, потому что после залпа артналет обязательно должен быть. Во время обстрела кто бежит, кто лежит. Рамы не очень страдали, это же решетка обычная, бывает, перевернет взрывом. А потом пехота пойдет, уже легче. »


Смысл в том, что без авиаразведки, германские войска не могли определить точное местоположение артиллерийских установок. Именно поэтому немцы ориентировались на "ответный огонь", и били в то место, откуда был произведен залп.


Расскажите про свой первый бой?


« Нас направили в опергруппу ГМЧ 2-го Украинского фронта. Шли бои за правобережную Украину. До августа фронт стоял в обороне. У нас были занятия, разведка работала, но боев пока не было. Командир взвода управления дивизиона заболел, и меня назначили на его место. Первый бой был под Яссами, я был командиром взвода управления. Взвод управления, это отделение проволочной связи, отделение радиосвязи и разведчики. Моя задача была: находится с двумя разведчиками и двумя связистами на командном пункте стрелкового полка, обеспечивать связь с дивизионом. Населенного пункта рядом не было, помню железную дорогу и тоннель, в нем разместился медсанбат. Огневую оборудовали без меня, я был с пехотой. На рассвете должен был быть залп, но команды не поступало, пехотный комполка тоже не знал в чем дело, ему не сообщали, это же общее наступление, все ждут команды. Нас обстреливали, там меня контузило, но отлежался еще до атаки. Рассвело, немцы засекли наши огневые, начали обстрел. А станки все уже заряжены, ракеты стоят. И в это время командир полка мне говорит: - Я боюсь, что вы можете своих задеть, младший лейтенант, подними станки на два деления. Так, под опасным обстрелом, поменяли угол. Комполка скомандовал, мы дали залп. Удачно. Потом пехота пошла, а я с ними, вдруг где-то нужно еще будет залп дать. Пехота пленных много набрала. Немцы мало сопротивлялись. Но все же много наших было ранено. »


«После залпа надо бежать или немцы накроют сразу»


​​Встречались ли вы с бандеровцами или членами УПА?


« Луцк это бандеровский край. Мы в деревнях сами видели надписи «Смерть Сталину, Смерть Гитлеру». Внутренние войска воевали с ними. Нас же часто привлекали к прочесыванию местности. Ну, мы несерьезно к этому относились, потому что всегда ходили впустую, никого не ловили. Считали, что это все шуточки.

23 февраля был День Советской армии. Мы выпили, а я молодой был, непривычный, и отравился. 24-го меня рвало, болел, в общем. Это меня спасло. Пришел приказ выделить дивизион на прочесывание. Послали по одной батарее с каждого дивизиона, еще хотели послать мой взвод управления, но увидев мое состояние, послали взвод из 3-го дивизиона. Проводник оказался бандеровцем. Они подошли к селу, проводник велел всем остаться в лесу, взял с собой взвод управления, и они пошли в село на разведку. Наши в лесу ждали, услышали стрельбу, пошли и в центре села увидели весь взвод, около 20-ти бойцов с командиром, лежат в круговой обороне застреленные. Это были самые большие потери на моей памяти. 26-го похоронили их в Луцке у вокзала, а 27-го нас отправили на фронт. Вот это то, что я сам знаю о бандеровцах. »
Надписи, которые Ефим Борисович видел в местных поселениях, были не просто так. Дело в том, что с середины войны, члены украинских националистических организаций, начали войну и против немцев. Получается, что бандеровцы воевали против всех. Полностью искоренить сепаратистское движение удалось уже после окончания войны.


Как относилось к вам местное население?


« Чехи, словаки были к нам очень доброжелательны. Румыны капитулировали и воевали на нашей стороне. После войны, в деревне Штоки, стояла наша бригада и румыны. Чехи их задирали. Румын напьется пьяным, чехи поймают, побьют. Начались у них стычки. Румыны даже в наш штаб пришли: - помогите. Вот, приходилось мирить их, заступаться. Чехи их не любили: - Они с немцами были, а сейчас уже с вами. »


Приходилось сталкиваться с немецкими реактивными установками?


« Под обстрел не попадали. Но под конец войны нам выдали правила стрельбы немецких реактивных снарядов, таких, как наши, чтобы можно было, в случае захвата трофеев их использовать. Тогда у нас еще появились снаряды улучшенной кучности М-31-УК. В конструкцию снаряда добавили 4 маленькие трубки, расположенные перпендикулярно оси снаряда, под углом 90° друг к другу. При горении порохового заряда часть пороховых газов, выходила из этих трубок и поворачивала снаряд вокруг его продольной оси. Как пуля в нарезном стволе, поэтому кучность снарядов М-31УК была лучше, чем М-31. У немцев, тоже была такая технология, но у их снарядов эти отверстия были вокруг сопла, прямо в корпусе снаряда. Они умнее сделали. »


Немецким ответом, на реактивные установки "Катюша", стал Panzerwerfer 42 . Если говорить проще, то за базу брался грузовой автомобиль "Opel" и обшивался броней ( около 8 мм). Далее на него устанавливали десятиствольные пусковые установки и пулемёт MG-34. В целом, такие установки были вполне "удачными", но у них были и недостатки относительно "Катюш", связанные с меньшей маневренностью и большей стоимостью производства.

«После залпа надо бежать или немцы накроют сразу»


​​Многие ветераны считают румын неважными солдатами, что Вы можете сказать по этому поводу?


« При форсировании реки Грон мы поддерживали румын, это было под конец войны. Мы и зенитчики. Зенитчикам было делать нечего, немецкие самолеты уже не летали, так что им приказали стрелять по наземным целям. Я был с разведчиками на наблюдательном пункте, вместе с наблюдателями от зенитчиков. А они понятия не имели про систему ориентиров и т.п. не учились стрелять по наземным целям. Да, о румынах. У них были такие небольшие маты. Румын бежит в атаку, когда залечь нужно, мат на землю кладет и на него ложится. Больше я их в бою не видел, но вот это помню. После войны мы в Румынии стояли, там видел их строевую подготовку. Интересно они поворачивались, как-то вприпрыжку. »

Дурная слава о румынской армии, пошла ещё со времён Сталинградской Битвы. Немцы считают, что 6-я армия, попала в окружение из-за того, что румыны не удержали фланги. Румынская сторона, в свою очередь заявляет о том, что немцы не предоставили им достаточного количества тяжелого вооружения и подкреплений, чтобы хоть как-то остановить части Красной Армии. На самом деле у немцев было мало союзников, которые представляли серьезную угрозу в военном плане.


Как сложилась Ваша жизнь после армии?



« После армии я работал на предприятии «Старт», производили вооружение, системы «Град» в том числе. Был начальником технологического бюро. Оттуда и ушёл на пенсию, видишь, они мне календарь подарили на 2014 год. »
В заключении хочу сказать, что так же как и в других отраслях военной промышленности, Советский Союз выиграл войну, благодаря простым и надежным установкам. Отдельно стоит сказать и про подготовку кадров. За несколько лет Ефиму Борисовичу удалось получить уровень подготовки командира реактивной артиллерии, хотя он начинал войну юношей с бутафорской винтовкой.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прошу "помощь зала" :) Мне тут пообещали груздей привезти, когда они пойдут. Свежих. Белых. Чтобы я сам их засолил, как мне вкуснее. А я как мне вкуснее - знаю, а как солить грузди, чтобы потом не откачивала неотложка после употребления моих грибов - не знаю. Поделитесь, если не жалко, ...
...
Находясь всего лишь неделю на просторах РФ я окончательно запуталась в любимой всеми традиционной градации "власть" и "народ". Вот к примеру полицейский : когда он находится на посту и чморит автомобилистов по поводу и без - то он "власть", а когда ...
Сегодня утром я покушал гречку с молоком, почитал Пикуля "Фаворит" и лёг спать. Проснулся, стал читать Пикуля "Фаворит". В обед пришла тётя Люба, пообедала, принесла торт, потом мы играли в карты, 5 раз проиграла мама. Я на обед кушал картофельные драники с овощным рагу и шпикачками. Мама ...
Если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, он представляет его как деспотичного, подавляющего, агрессивного, пугающего человека. Если один из родителей возвышается над другим, в реальности ...