"Портрет современного ребенка"

топ 100 блогов nadezhda_k02.02.2010 В последнее время в жжурнале у ivanov-petrov идет серия очень интересных обсуждений разных современных поколений. Народ у него собирается мудрый, внимательный и копает глубоко - преимущественно обсуждали студентов и старших школьников (читаю, киваю, мрачно соглашаюсь - посмотрите, интересно), но в процессе обсуждения появился очень любопытный комментарий о старших дошкольниках-младших школьниках от nvlasova. С ее любезного разрешения цитирую:

"... Если позволите: мы в прошлом году проводили несколько круглых столов с педагогами и психологами. Пытались как то обрисовать портрет современного ребенка начальной школы. Из-за того, что у педагогов трудности, с которыми они не знают что делать.
Вот то, что в итоге получилось. Без анализа:)
...

Портрет современного ребенка
(по результатам «Круглых столов» с педагогами начальной школы и психологами)

Возраст 6-9 лет

Психологические и физические особенности:

Стремление сохранить энергию (из-за интенсивной жизни вокруг). Проявляются следующие черты:
• пассивность, уклонение от различных заданий,
• импульсивность, раздражительность,
• истощенность

Раскованность и внутренняя свобода
Ранняя интеллектуализация.
Слабое физическое здоровье
Развитие эмоциональной сферы отстает от интеллектуальной
Высокий уровень тревожности
Большая ранимость
Большая рациональность
Выше уровень информированности
Нехватка телесного контакта


Сфера ценностных ориентаций:

Стремление к лидерству.
Высокое стремление к индивидуальности
Ранняя осознанность себя и своих желаний
Высокая концентрация на своих делах и желаниях – ребенка невозможно отвлечь
Не признают авторитета взрослых
Авторитетными являются виртуальные персонажи (герои мультиков, комиксов)
Подражание не реальным людям, а компьютерным и мульт. персонажам.

Особенности общения с окружающей средой:

Легко манипулирует современными техническими приборами
• сужение жизненного пространства (реальности)
• расширение виртуального пространства
• манипулирует кнопками , но не видит технологии
• более компетентен в современных технике, чем родители

Получает много информации через СМИ, Интернет. Скорость получения информации не позволяет ее внутренне укладывать –
• исчезает внутренняя работа , как при чтении
• мыслит поверхностно.

Недостаточны навыки «обычных» действий: мытье, уборка, приготовление пищи, поездки на общественном транспорте, покупки )
Недостаток навыков самообслуживания


Коммуникативная сфера:

Снижен порог страха и безопасности. Проявляется:
• Дерзит старшим,
• Увлечение экстремальными видами спорта

Более охотно общаются со взрослыми, чем со сверстниками
Со сверстниками общение строить не умеют и не заинтересованы в нем
Отсутствие навыка чувствовать себя частью коллектива.
Игнорирование обращений, если они не носят личностный (индивидуальный) характер
Более критичны к мнению и действиям учителя (и других взрослых)


Позиция родителей

1. Произошло изменение ценностей. Родителями в детях востребованы и воспитываются другие качества и ценности, чем прежде:
a. Успешность
b. Предприимчивость
c. Лидерство
d. Богатство

2. Родители увлечены ранним интеллектуальным развитием (плюс требования школы: письмо, чтение, счет как можно раньше; в некоторых школах с первого класса предметная система)
3. Ожидания родителей не адекватны или чрезмерны (чтоб вели себя как взрослые, ВСЕГДА выигрывали в конкурсах и олимпиадах, ВСЕГДА вели себя как лидеры, могли самостоятельно справляться со своими эмоциями, «понимали сложную экономическую и социальную» ситуацию»).
4. Расслоение материального положения: обеспеченные родители больше вкладывают в своих детей и больше от них ожидают
5. Родители – «дети кризиса». Резкий слом «старых» установок, выросли в атмосфере повышенной тревоги и неуверенности, проблемы со здоровьем из-за нехватки полноценного питания. Выше тревожность.


Проблемы, связанные с образовательным процессом:

1. Рассогласованность ценностной ориентации педагогов, детей и родителей.
2. Несоответствие в представлениях как должен вести себя ребенок этого возраста педагогов, родителей и реальным поведением детей.
3. Восприятие педагогами детей как более эгоистичных, жадных ,
4. Повышенная физическая активность детей
5. Отсутствие мотивации к учебе
6. Занятость родителей и отсутствие видимой заинтересованности делами ребенка в школе"
(отсюда)

Меня поразило, насколько это почти достоверный портрет Саньки (был бы полностью достоверный, если бы специально не работали над решением многих обозначенных проблем - не развивали эмоциональную сферу, не запихивала бы в секции; два года назад коммуникация с детьми была жуткая - обсуждали, обыгрывали разные ситуации и т.д. и т.п.). Картинка не радует, но мобилизует. :)

Обсудим? С вашей точки зрения как? Ваших детей, окружающих детей характеризует? Радоваться или огорчаться вот такому младшешкольнику? А идеальный младшешкольник (сферический в вакууме) он какой, как думаете? :)

Небольшой ОФФ. Хорошее о детях http://nvlasova.livejournal.com/24191.html :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я человек очень занятой, поскольку отдыхающий - встаю рано, возвращаюсь поздно, и заниматься проблемами угорающей от имперского фашизма России мне некогда. Однако, беглый просмотр интернета показал, что санкции, которые наложил на своих подданных падишах России Путин, вроде бы не включают ...
Совместное гадание на хрустальном шаре с подругой нас раззадорило настолько, что мы вчера вечером решили сделать это еще раз. Ну а что? Интересный опыт! Да и потом: если в первый раз у нас были похожие видения - это все-таки некоторые скептики могут расценить как совпадение. А если такое п ...
Москва. 12 февраля. INTERFAX.RU - США зафиксировали ракетный пуск, осуществленный КНДР, сообщил Пентагон. "Мы можем подтвердить, что зафиксировали пуск ракеты с территории Северной Кореи",- говорится в заявлении представителя военного ведомства Соединенных Штатов. Он отметил, что в ...
Я могу через некоторое время исчезнуть из сети. Или появляться буду очень редко. Но не потому, что я боюсь шизиков-маньяков, попавших в сети кабаллистов-оккультистов. Есть домашние проблемы, которые надо решить в первую очередь. Я сейчас размещу ...
1.Путин Самое важное событие не только дня... Поэтому ждем. Как бы по его сегодняшнему выступлению , не пришлось сверять часы ОООООООчень долгое время очень многим людям. Хотя допускаю мысль, что ничего экстра не произнесет... Это не значит, что события ,стоящие за этим выступление не про ...