"Портрет современного ребенка"

топ 100 блогов nadezhda_k02.02.2010 В последнее время в жжурнале у ivanov-petrov идет серия очень интересных обсуждений разных современных поколений. Народ у него собирается мудрый, внимательный и копает глубоко - преимущественно обсуждали студентов и старших школьников (читаю, киваю, мрачно соглашаюсь - посмотрите, интересно), но в процессе обсуждения появился очень любопытный комментарий о старших дошкольниках-младших школьниках от nvlasova. С ее любезного разрешения цитирую:

"... Если позволите: мы в прошлом году проводили несколько круглых столов с педагогами и психологами. Пытались как то обрисовать портрет современного ребенка начальной школы. Из-за того, что у педагогов трудности, с которыми они не знают что делать.
Вот то, что в итоге получилось. Без анализа:)
...

Портрет современного ребенка
(по результатам «Круглых столов» с педагогами начальной школы и психологами)

Возраст 6-9 лет

Психологические и физические особенности:

Стремление сохранить энергию (из-за интенсивной жизни вокруг). Проявляются следующие черты:
• пассивность, уклонение от различных заданий,
• импульсивность, раздражительность,
• истощенность

Раскованность и внутренняя свобода
Ранняя интеллектуализация.
Слабое физическое здоровье
Развитие эмоциональной сферы отстает от интеллектуальной
Высокий уровень тревожности
Большая ранимость
Большая рациональность
Выше уровень информированности
Нехватка телесного контакта


Сфера ценностных ориентаций:

Стремление к лидерству.
Высокое стремление к индивидуальности
Ранняя осознанность себя и своих желаний
Высокая концентрация на своих делах и желаниях – ребенка невозможно отвлечь
Не признают авторитета взрослых
Авторитетными являются виртуальные персонажи (герои мультиков, комиксов)
Подражание не реальным людям, а компьютерным и мульт. персонажам.

Особенности общения с окружающей средой:

Легко манипулирует современными техническими приборами
• сужение жизненного пространства (реальности)
• расширение виртуального пространства
• манипулирует кнопками , но не видит технологии
• более компетентен в современных технике, чем родители

Получает много информации через СМИ, Интернет. Скорость получения информации не позволяет ее внутренне укладывать –
• исчезает внутренняя работа , как при чтении
• мыслит поверхностно.

Недостаточны навыки «обычных» действий: мытье, уборка, приготовление пищи, поездки на общественном транспорте, покупки )
Недостаток навыков самообслуживания


Коммуникативная сфера:

Снижен порог страха и безопасности. Проявляется:
• Дерзит старшим,
• Увлечение экстремальными видами спорта

Более охотно общаются со взрослыми, чем со сверстниками
Со сверстниками общение строить не умеют и не заинтересованы в нем
Отсутствие навыка чувствовать себя частью коллектива.
Игнорирование обращений, если они не носят личностный (индивидуальный) характер
Более критичны к мнению и действиям учителя (и других взрослых)


Позиция родителей

1. Произошло изменение ценностей. Родителями в детях востребованы и воспитываются другие качества и ценности, чем прежде:
a. Успешность
b. Предприимчивость
c. Лидерство
d. Богатство

2. Родители увлечены ранним интеллектуальным развитием (плюс требования школы: письмо, чтение, счет как можно раньше; в некоторых школах с первого класса предметная система)
3. Ожидания родителей не адекватны или чрезмерны (чтоб вели себя как взрослые, ВСЕГДА выигрывали в конкурсах и олимпиадах, ВСЕГДА вели себя как лидеры, могли самостоятельно справляться со своими эмоциями, «понимали сложную экономическую и социальную» ситуацию»).
4. Расслоение материального положения: обеспеченные родители больше вкладывают в своих детей и больше от них ожидают
5. Родители – «дети кризиса». Резкий слом «старых» установок, выросли в атмосфере повышенной тревоги и неуверенности, проблемы со здоровьем из-за нехватки полноценного питания. Выше тревожность.


Проблемы, связанные с образовательным процессом:

1. Рассогласованность ценностной ориентации педагогов, детей и родителей.
2. Несоответствие в представлениях как должен вести себя ребенок этого возраста педагогов, родителей и реальным поведением детей.
3. Восприятие педагогами детей как более эгоистичных, жадных ,
4. Повышенная физическая активность детей
5. Отсутствие мотивации к учебе
6. Занятость родителей и отсутствие видимой заинтересованности делами ребенка в школе"
(отсюда)

Меня поразило, насколько это почти достоверный портрет Саньки (был бы полностью достоверный, если бы специально не работали над решением многих обозначенных проблем - не развивали эмоциональную сферу, не запихивала бы в секции; два года назад коммуникация с детьми была жуткая - обсуждали, обыгрывали разные ситуации и т.д. и т.п.). Картинка не радует, но мобилизует. :)

Обсудим? С вашей точки зрения как? Ваших детей, окружающих детей характеризует? Радоваться или огорчаться вот такому младшешкольнику? А идеальный младшешкольник (сферический в вакууме) он какой, как думаете? :)

Небольшой ОФФ. Хорошее о детях http://nvlasova.livejournal.com/24191.html :)

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
На следующий день после гуляний в районе Стенфорда и у Тихого океана Ваня решил вывезти в меня в парк Del Valle, про который он уже как-то рассказывал . Все предыдущие дни, которые я была в Калифорниях, было довольно прохладно, я бы даже сказала колотун, но к воскресенью ...
            Когда-нибудь это должно было случиться. Речь о проблемах с доходной частью российского бюджета. Не секрет, что сегодня он формируется, прежде всего, за счет продажи наших «полезных ископаемых».           Разумеется, такое положение нельзя признать нормальным. И не с ...
Давайте сыграем в демократию и выберем новую тему простым большинством. То есть не будем предлагать, как раньше, конкретные песни, чтобы не ограничивать выбор. Сделаем в 2-3 этапа. 1. Сначала определим десятилетие, из которого брать исполнителя. Типа какая эпоха-то вообще. 2. Потом из ...
  В одесской маршрутке дама уронила на пол монетку Водитель:-Все,мадам! Что упало-то мое! -Тю!!!Мужчина! Вы там не дергайте транспортом! А то я щас ...
Дорогие сообщники, я понимаю, что вы скажете, что это агитация, но право ...