Порассуждал с утра, что означает БЫТЬ
egatiro — 22.01.2017 Вот говорят, такая то вещь есть. Что означает это есть, что значит быть?Можно ли найти универсальное понятие бытийности?
Электрон, как доказал Джозеф Томпсон, есть. Но что это такое? Электрон в нормальном состоянии нелокализован, размазан по определённой уравнением Шрёдингера объемной области. Это не привычный нам объект, а что-то уму непостижимое. Но мы можем убедиться, что он есть, зная что он взаимодействует с определёнными веществами, на этом построены, например, электронно-лучевые трубки. Вспышки на экране ТВ это результаты взаимодействия электронов и люминисцентного материала.
Отсюда можно сказать, что быть значит быть регистрируемым.
Является ли это определение универсальным?
Для большинства вещей оно подходит, мы воспринимаем, то есть регистрируем, с помощью органов чувств, окружающий нас мир объектов, включая собственное тело. Недоступные органам чувств вещи мы регистрируем косвенным путём, например рентгеновские лучи с помощью фотоплёнки, а бозон Хиггса с помощью сильных полей, например, на компактном мюонном соленоиде в БАК. Это же касается так называемых духов или гостов, например Фадеева-Попова, вводимых в теориях поля, возможна их косвенная регистрация (https://www.newscientist.com/article/2099914-ghost-particles-may-explain-why-gravity-is-so-surprisingly-weak/)
https://arxiv.org/pdf/1406.4550.pdf
Здесь мы подходим к вещам, которые экзистенциально сложнее - математическим объектам. Например, числам.
По поводу их существования единой точки зрения нет https://youtu.be/1EGDCh75SpQ
Платонисты утверждают, что числа существуют вне пространства и времени, номиналисты считают, что числа это способ описания регистрируемых вещей ( сложность с этим возникает при, например, обсуждении квадратного корня из минус единицы или числа пи), фикционалисты убеждены в том, что числа не существуют.
С точки зрения номинализма можно сказать, что числа регистрируемы в том смысле, что регистрируемы описываемые ими объекты, например десять яблок, но у этого утверждения существуют границы.
То есть здесь предположение об универсальности предложенного определения существования натыкается на сложности.
Другим классом вещей, которые опровергают универсальность нашего определения можно назвать иллюзии, галлюцинации. Мираж в пустыне, шизофренические видения и голоса регистрируются, но можно ли называть из существующими в том же смысле, что и обычные объекты, например стол и книга? Вряд ли.
Здесь мы вспоминаем Декарта, который подверг сомнению вообще все, им регистрируемое, предположив что это лукавый демон морочит ему мозг, воздействуя на органы чувств и создавая иллюзию реальности воспринимаемого. Здесь уместно напомнить и о философском эксперименте "Мозги в бочке" или "Мозг в колбе" https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Мозг_в_колбе
Получается, регистрируемость какой-либо вещи не убеждает нас в ее существовании. Здесь один шаг до солипсизма, можно убрать здравый смысл и признать что весь мир гигантская иллюзия, включая других людей.
Проблема требует дальнейшего рассуждения в поисках решения.
|
</> |