Попасть в сказку...
zina_korzina — 14.02.2012- Первым номером нашей программы киношедевр, фильм-ревю
«Здравствуй, Москва» 1945 года. Вещь, абсолютно
вписывающаяся в бурбонско-сталинский Большой Стиль. Мальчики из
ремеслухи разговаривают, как потомственные аристократы - о чести, о
верности, о правде, о - Бенвенуто Челлини. Красивые блондины в
«дореволюционной» форме знакомятся с хорошими девочками. Не на
комсомольских собраниях, а на маскарадах. Где же ещё можно
встретить настоящую девочку - у которой две косы и чистые глаза?
Много воздуха и огромное небо - и никаких коммунальных кухонь, а
тем более - склок возле керогаза. Только танцевальные па и
музыкальные инструменты, мечты о Москве и боксёрские перчатки. В
этой связи больше всего угнетают сравнения с нацистским кино - так
говорят профаны и враги всего человечества! Потому что композиция
фильма напоминает постановку времён Людовика XIV - сюжетная линия
прерывается концертными вставками (при Людовике сие называлось
divertissement и сам Жан-Батист Люлли не гнушался создавать
оные).
Этот фильм я посмотрела в раннем детстве, причём вместе с «Золушкой», как известно, снятой в 1947 году. Интересно, что ощущения от этих двух фильмов-сказок у меня были совершенно аналогичные и я считала, что это - одна и та же кинокартина...! У меня вообще абстрактно-фантазийный Галантный Век всегда ассоциировался со сталинской эпохой (такой же парадной и великолепной - с фасада). И вот этот фильм создаёт ощущение праздника, вечного света и необозримых пространств. Особенно в сцене триумфа (тоже родом из эпохи Людовика XIV, когда спектакли иной раз заканчивались сценой прославления короля). И тут гигантские Рабочий и Колхозница, как боги Олимпа, служат фоном для парадного шествия мальчика-ремесленника и внучки мастера. Парадная лестница, флаги, небо, классическая архитектура и - гигантский спортивный праздник.
- Вторым номером я бы назвала производственную love-story
«Высота». В этом кинофильме эпохи Оттепели и фестивальных
ритмов, всё прекрасно - и душа, и одежда, и мысли. Передовой
рабочий Коля Пасечник прекрасен своей неброской мужской красотой,
лишённой агрессивно-быдляцкого «мачизма» и всякой-прочей
супер-мэнистости и супер-penisтости. Это хороший, надёжный мужик,
который занимается созидательным трудом, причём для него Большое
Дело гораздо важнее материального вознаграждения. В этой связи ему
противопоставлен рабочий по фамилии Хаенко. Сравните же по звучанию
- Пасечник и Хаенко. Один - от пчёл трудовых, другой - от слова
«хаять» (не могу утверждать, но звучит именно так). Говорящие
фамилии, как и положено. В кадре опять-таки много света и -
пространства. Вообще, советское кино было щедро на показ неба и
Солнца. А тут ещё и само называние обязывает. Индустриальный пейзаж
- что может быть ужаснее? Но не тут. Красота становления,
творческого дерзновения и мечты.
Помимо всего прочего, Коля Пасечник играет на гитаре, знает Дениса Давыдова и умеет правильно одеваться - безо всяких там стиляжных изысков и глупостей. А свою девушку Катю (которая сама не промах и даже умеет бить чечётку на высоте!) высмеивает, тем самым призывая сменить оперение экзотической птицы на красивое и скромное платье. Знает толк в дамских прелестях! - дарит стильный, но скромный платочек. Вообще, этот фильм показывает, как может и должен выглядеть, думать и работать «хороший человек» - этот термин даже озвучивается начальником производводства, мечтающим о замене анкетных вопросов на одну только графу - на графу о самом человеке. Хорош ли он? Порядочен ли? Или это только интеллигентское прикрытие, как у инженера Дерябина - корректного, делового, вежливого до крайности и - ужасающе противного. Высота - это не только производственный термин, это ещё и моральные ценности, до которых каждому надо подняться. Что делать? Тогда люди искренне верили в Коммунизм.
- Третий фильм из этой серии - «Приключения Электроника».
Детская сказка-фантастика про мальчика-робота, которого, как и
Буратину, мастер создал для утешения в старости и на радость людям,
но если Буратино убегает от школы, то Электроник, напротив, в неё
стремится. Мир детей, которые en masse понимают, что знания - это
свет, а неученье - провал. Сыроежкин тут отщепенец - он по сути
единственный, кто реально «хочет гулять». Вы скажете - ещё и Гусев?
Вспомните сцену с родительским собранием, где гусевский папа
говорит, что Макар носит одни пятёрки. Не без внушений со
стороны папы, но всё же. Эталонная школа с умнейшим учителем
математики (по сюжету он хорошо знаком с профессором Громовым,
стало быть у них было общее прошлое в стругацком
«Понедельнике...»). Ухоженная директриса, красавица - по рисованию,
милейшая - по пению, забавный физрук (у которого тоже есть друг -
тренер юношеской сборной).
И главное - здание. Не школа, а какая-то закрыто-элитная гимназия, куда всё того же Сыроежкина засунули непонятно за какие заслуги. Ага. Мальчик с обложки. Каждый раз после просмотра фильма мне было мучительно жаль расставаться с героями, а ещё больше - с миром, в котором они жили. Заметьте - в фильме нет злых детей, и даже Кукушкина - это просто наивное исключение. Впрочем, она делает это из мести за нечаянную карикатуру. Ощущение, что Коммунизм уже наступил. Если не касаться бытовых деталей, то это и есть мир того самого...2084 года, куда потом летал Коля Герасимов. Вот в «Гостье...» гораздо точнее показана позднесоветская реальность. В «Электронике...» же всё очень стерильно и возвышенно. Полупустые, чистые улицы и опять-таки наличие широкого и - высокого пространства создают эталонный мир, противопоставленный тесному и ночному миру Запада, где самое светлое пятно - белые джинсы Владимира Басова...
- А Вам какой советский фильм кажется наиболее уютным и
приемлемым для пребывания?
|
</> |