помни Аламо или фетиши нашего времени
gelavasadze — 03.01.2010"Это обширная, плодородная земля. Если мы выиграем - страна наша. Если же мы потерпим неудачу, то будет не обидно погибнуть за свободу и человечество"– это слова из последнего письма домой одного из защитников форта Аламо, Даниеля Клауса. Защита форта Аламо для каждого американца, не говоря уж о техасцах, является одной из самых героических страниц в истории. Людям абсолютно наплевать, то, что Дэви Кроккетт был авантюристом, Джим Буи сколотил состояние на торговле рабами, и даже на Уильяме Тревисе есть пятна. Они герои, и точка. Впрочем, для мексиканцев героем является Санта-Анна. И они тоже правы. Моя первая жена была родом из Баку, на обручении один из гостей произнес тост, с пожеланием о том, чтобы у нас родился сын, подобный шаху Аббасу. Я улыбнулся, но многие гости с грузинской стороны удивленно переглянулись. Это я про то, что каждый народ помнит свое Аламо, и это нормально и естественно. Ненормально и не естественно, когда фетиши одного народа используются для стравливания его с другим.
Хотите пример – извольте, первого января патриоты Украины провели традиционный марш, посвященный дню рождения Степана Бандеры. Сыну греко-католического священника было суждено стать одним из символов рождения современной украинской нации. Это было сложное время, время схватки двух империй, время, когда понятия добра и зла были вторичны, перед идеей служения своему народу. К фигуре Степана Бандеры можно относиться по разному, но никто, даже самые большие недоброжелатели этого человека не могут не признать одного бесспорного факта, целью жизни этого человека была независимость его Родины. Конечно, я могу понять тех людей, которые не признают за украинцами права быть нацией, а посему считают Украину как государство исторически неоправданным образованием. Но, понимая их идеологические установки и упорное нежелание видеть объективность исторических процессов, происходящих в Украине (намеренно пишу «в Украине», ибо грамматические нормы русского языка, к сожалению, стали индикатором отношения к этой стране), мне абсолютно непонятны попытки объявить неонацистами людей, которые чтут историческую память своего народа признак либо непонимания, либо нечистоплотности.
Однако, чтобы не быть голословными, давайте все-таки определимся с процессами, которые сегодня происходят в Украине. Скажем прямо, ничего уникального в этой стране не происходит, идет нормальный процесс становления национального государства. Не трогая старины глубокой, посмотрим, как происходили процессы формирования национальных государств на постсоветском пространстве. По сути формирования национальных государств, как объективный исторический процесс, шло в лоне советской империи. После обретения национальной независимости, каждая страна пошла своим путем, и зависел этот путь от той степени зрелости нации, в которой она находилась на момент развала Союза. И если на Кавказе сразу же наступил период этнонационализма, необходимый этап в становлении любого национального государства, то в той же Украине, эти процессы начались позже. По сути, оранжевая революция была началом этого этапа, а историческая нагрузка всего периода правления Виктора Ющенко заключалась именно в осознании украинцами себя, как самостоятельной нации со своим языком и уникальной культурой. На простой вопрос, почему такой очевидный исторический факт, как существование украинской нации и государства вызывает столь ожесточенную ярость поклонников империи, существует не менее простой ответ. Окончательное оформление украинской нации, происшедшее при Викторе Андреевиче, ставит жирный крест на все надежды на возрождение империи. Не важно, как относятся к Ющенко сегодня, важно, что свою историческую задачу его команда выполнила. При сплочении нации абсолютно невозможны любые реформы, поэтому претензии к Виктору Ющенко, конечно, могут быть, но без понимания конкретно-исторического момента, они не более чем бесполезное морализаторство. Впереди у Украины стабилизационный период, а уже затем время формирования нации, как социума.
Мы все родом из детства, и это естественно. Для поколения, родившегося в пятидесятых, например, вечным символом свободы, чисто на подсознательном уровне остались барбудос. Это и понятно, в обстановке брежневской молодости, пассионарный Фидель был подобно глотку свежего воздуха. Как бы ни чудил Марадона, для меня он останется кумиром из детства. Так что у каждого, свой Аламо, и свое отношение к шаху Аббасу. А пользоваться фетишами, конечно, не возбраняется. Однако, важно не выдавать их за истину последней инстанции.