"Поминальная молитва" в театре "МОСТ"
annamis — 04.11.2022 Смотреть «Поминальную молитву» после долгого перерыва, после Ленкома и того «золотого» состава с Евгением Леоновым, Александром Абдуловым, Татьяной Пельтцер, для меня было определенным риском. Не хотела сравнивать, но все равно опасалась, что так или иначе буду. Пьеса Горина по текстам Шолом-Алейхема сейчас актуальна как никогда, тут очень важно не сфальшивить, не превратить игру актеров в лозунги со сцены, в политические памфлеты, не скатиться в заигрывание со зрителем. Небольшое пространство сцены и так вовлекает зал в пространство пьесы. И мне кажется, что играть в таком камерном зале достаточно сложно: нужно удерживать роль, но при этом актеры очень чувствуют настроение публики: одна фальшивая нота и вот уже кто-то полез за мобильником в карман… Про себя скажу, что я полностью погрузилась в спектакль: смеялась и плакала, переживала и замирала, хотя и помнила сюжет пьесы, все равно было это чувство ожидания, что же будет дальше. Это говорит о том, что режиссеру Георгию Долмазяну удалось поставить свой спектакль, отличающийся от ленкомовской постановки. После спектакля долгое послевкусие, и у меня остался образ чего-то светлого, дающего надежду, что именно такие простые люди с открытым сердцем и смогут возродить мир.Маленькая деревня Анатовка, начало 20 века, заря грядущих глобальных перемен только зарождается и проявляет себя пока не так явно, хотя по ходу развития сюжета мир деревни все больше будет вовлекаться в круговорот кровавой революции. А пока в Анатовке мирно сосуществуют русские, евреи, украинцы. И хотя у каждого народа свои привычки, традиции, своя вера, это не мешает помогать соседям, общаться, вместе делить горести и радости.
Перед нами жизнь еврейской семьи Тевье-молочника, его жены Голды и их пятерых дочек. Мне очень понравилась игра актера Всеволода Гусейнова, исполнявшего роль Тевье. Потрясающее попадание в образ, а какой взгляд! Тевье много рассуждает о Боге, старается жить по законам своего народа, и его вера не раз будет подвергаться ударам. Принять и понять своих детей очень сложно, для этого нужна мудрость и огромная любовь. Если 20 лет назад, смотря этот спектакль, я больше переживала за дочерей, то сейчас, став мамой, мне ближе и понятнее переживания родителей, мечтающих о лучшей доле для своих чад.
Жена Тевье Голда – в исполнении Людмилы Давыдовой – это образ настоящей матери хранительницы домашнего очага, умеющей быть мудрой, мягкой и терпеливой, но, когда это требуется, очень решительной. Потрясающая сцена рождения внучки. Я плакала, но в тоже время это были слезы тихой грусти и понимания, что жизнь и смерть идут рядом, что в нашей судьбе все переплетено и часто горе и радость шагают рядом.
Роль Менахема-Мендла в спектакле исполнил актер Владимир Волжин. Как говорит сам актер, он похож на Менахема и его предприимчивость и бесконечный энтузиазм «не даёт окружающим пасть духом и дарит надежду на лучшую жизнь». Эта схожесть с персонажем считывалась, было видно, что актеру очень симпатичен его персонаж и он не играет, а живет на сцене.
Мне понравился Анатолий Сафронихин в роли урядника. Как представитель власти, он обязан исполнять предписания начальства, но в тоже время, живет в этой деревне и пытается помочь по мере сил своим соседям.
Георгий Долмазян не пытается навесить на героев метки «плохой/хороший», наоборот, режиссер старается показать обычных людей на фоне глобальных перемен. Национальные конфликты уходят на второй план, а на первый выдвигаются люди, их поступки, чувства, мысли. История повторяется, и нам снова приходится решать те же вопросы, что и 100 лет назад, но только от нас зависит, какой финал будет у нашей пьесы.
Огромное спасибо за приглашение театру МОСТ и Александре Демчевой
|
</> |