Польша решила включить Украину, Белоруссию и Прибалтику в свой состав
alex_leshy — 08.04.2018Минобороны Польши: Граница Речи Посполитой должна проходить
восточнее Смоленска - все, что надо знать о планах Варшавы.
Если России нужны хорошие отношения, она должна
согласиться на восстановление Речи Посполитой, с передачей
Польше земель Украины, Беларуси и части самой России
Во всяком случае, так официально заявил экс-заместитель министра обороны Польши Ромуальд Шереметьев. «Должна быть создана Речь Посполитая, которая включит в себя Беларусь и Украину, а польско-российская граница будет проходить под Смоленском, а еще лучше — за Смоленском " - сказал он. Только в этом случае Москва может рассчитывать на нормализацию отношений с Варшавой и Евросоюзом. При условии, конечно, отказа от проведения имперской внешней политики. Такая ностальгия по государству, история которого закончилась еще во второй половине XVIII века, может показаться трогательно-смешной, если бы ряд моментов, активно разыгрываемых на протяжении десяти лет.
Майдан на Украине начинался с формирования конкретной идеи, которая была сформулирована в известной книге "Украина - не Россия". Чем все закончилось - известно. Точно также идею нового польского "междуморья" в 2005 году сформулировал польский историк и этнограф Ярослав Лещинский в своей книге «Речь Посполитая Четырех Народов». Автор изящно обосновывал план по идейному сплочению украинского, белорусского, литовского и польского народов, с последующим выходом на политическую интеграцию в единое государство. Естественно, под польским общим руководством.
С тех пор идея живет собственной жизнью и даже набирает обороты. Прибалтийские лимитрофы, кроме разве что Эстонии, все больше экономически, а значит постепенно и политически, объединяются вокруг Польши в надежде на большее влияние в Евросоюзе. Прежде всего, в вопросах распределения дотаций.
Украина убедилась в невозможности "вступить в ЕС" обычным способом и также в целом рассматривает вариант интеграции с Польшей как, пусть не бесспорную, но в целом вполне возможную альтернативу. Вопрос с Беларусью менее очевиден. Однако по мере нарастания актуальности российско-белорусских интеграционных вопросов, там точно также усиливаются и центростремительные движения.
Хотя внешне они позиционируются как желание сохранить независимость страны, по факту речь идет о максимально возможной интеграции "в Европу". В качестве идейной основы которой разыгрывается активно рекламируемая в белорусской оппозиции идея некоей "литвинской народности", якобы вытекающей из той же самой истории Речи Посполитой.
Так что в целом идея не так уж и смешна. По крайней мере, рост частоты и "громкости" таких заявлений, пусть и косвенно, свидетельствует о ее поддержке со стороны США. Подобное объединение по экономической мощи могло бы превзойти ВВП Италии, а значит, с учетом Brexit, способно вывести Польшу на третье место в ЕС по политической значимости. В то же время складывающиеся процессы выводят Варшаву на позицию крупнейшей по численности и даже сильнейшей по вооружению, армию континентальных стран НАТО. Что превращает ее в удобный инструмент давления на Россию.
Безусловно, о начале какой-либо немедленной интеграции сейчас речь не идет. Однако десять лет назад идея обсуждалась разве что в узком кругу националистически настроенной польской интеллигенции. Пять лет назад она уже не воспринималась в штыки в Прибалтике. Год назад "вступить в Жэчь" больше не пугало изрядную частью украинцев, уставших от войны и разочаровавшихся в собственной незалежности. Определенно складывается тенденция.
Специально для ИА REX