Политика самолетов.
mir_mag — 22.08.2016 — АрмияИ снова о самолетах. И немного о политике.
Итак. Российские ВКС прилетели в Иран . Отбомбились несколько раз по басмачам и , как сегодня сообщили , выполнив поставленные задачи, покинули авиабазу Хамадан.
Что это было ? Официальные источники пересказывать не буду - все это есть в сети. Предлагаю разобраться с этим безусловно очень важным событием при помощи здравого смысла и , как говорили в советской школе, попытаться объяснить всё своими словами, т.е. доступно и понятно.
Начнем с прилета на авиабазу в Иран. Попытаемся ответить на вопрос - зачем?
Начнем с простого и очевидного факта - количества и состава задействованных сил .
Как сообщалось, на иранский аэродром прилетело 4 Ту-22М3 и Ил-76 в качестве транспортного борта . Отряд - так это называется в Дальней Авиации . Т.е не абстрактные ВКС - а вполне себе боевая тактическая единица Дальней Авиации плюс запасной борт на случай возможного невыхода по причине технической неисправности .
Этот факт , простой , как автомат Калашникова помогает рассмотреть и уточнить некие реальные картинки в каледоскопе сообщениий СМИ об эпических победах и не менее эпических поражениях (в зависимости от принадлежности СМИ) в связи с прилетом-улетом наших самолетов в Иран и обратно .
Сначала порассуждаем о любопытных частностях.
Обобщения сделаем по итогу.
Если вспомнить те причины, что звучали из уст корреспондентов и комментаторов , то самым сочным была причина возможности летать на отработку целей с полой нагрузкой в 24 тонны на борт . Однако, если посмотреть на фото самолетов в Хамадане , то мы не увидим наружных балок-держателей авиабомб.
Если бы планировались полные загрузки , то балки бы были сразу. По-крайней мере так логично - все подготовительные работы делались бы на стационарном аэродроме. Собственно позже появилось красивое видео, где бомбы (ФАБ) выходят из внутреннего отсека.
Что же дало перебазирование ?
- Прежде всего уменьшение времени подлета цели. Тем самым данные разведки целей имеют меньше шансов устареть - повышается вероятность выполнения боевой задачи. И как раз в этом случае 24 тонны бомб становятся еще мене обязательными , чем при полетах с территории России.
Хотя сама возможность гибкости в загрузках в зависимости от поступающих задач - это несомненный плюс.
- Какая-никакая экономия керосина . Но это не очевидно, ибо не известна логистика по топливу. Если поставляет Иран - один вопрос, если самим возить - другой. Опять же цена и прочие нюансы нам неизвестны. Т.е. экономия керосина - достаточно виртуальная величина. И вряд ли из-за возможной экономии пары бочек ТЗ-22 (топливозаправщик на 22000 литров) затевалась эта Игра.
- А вот далее интересны контексты . Прошли сообщения об одновременном использовании Ту-22М3 совместно с Су-34 с Хмеймима, да под прикрытием Су-30 , да еще "Калибрами" из акватории Средиземного моря сверху.
Управление. Вот ключевое слово во всем этом концерте. С советских времен Дальняя Авиация была отдельным родом Авиации, со своим управлением, штабами, задачами и прочим, со своими обычаями и особенностями организации полетов. На эту тему можно писать отдельный материал, но остановимся просто на этом факте . И сопряжение управления с другими видами ВКС достаточно непростая задача, которая требует практики.
Слабая управляемость, особенно военное время , становится непозволительной роскошью (22 июня 1941 года в качестве примера) на внешнем ТВД в отрыве от основных баз. Поэтому отработка современных методов управления в боевых условиях разных видов авиации ВКС - большой несомненный плюс, важность которого гораздо больше, чем кажется на первый , даже заинтересованный взгляд.
А вот теперь подбираемся к более общим вещам.
Начнем с того , что Ту-22МЗ достаточно своеобразный самолет . Он - не "маленький" фронтовой бомбардировщик . Он - не стратег , типа "Медведя" или "Лебедя". Он чистый дальник, который не имеет аналогов в мире.
Здесь уместен небольшой исторический экскурс в историю создания самолета. Прародитель Бэкфайера Ту-22М3 - Ту-22 Шило ( кабина на снимке вверху поста). Самолет создавался для борьбы с АУГ (авианесущими ударными группами) США. Причем был настолько актуален , что начал поступать в войска до окончания войсковых испытаний. Уникальный случай в истории авиации . Правда заплатить за это пришлось высокой аварийностью особенно на первом этапе эксплуатации.
Задачи Ту-22М3 по сути не поменялись - авианосцы, плюс действия в оперативной глубине противника .
Отсюда и особый статус самолета в международных договорах - истории с демонтированными штангами дозаправки многим известны. Самолет - носитель ядерного оружия .
Поэтому сам самолет за границей России , да в условиях боевого применения - это случай очень редкий. Если "Шило" ограниченными сериями поставлялись за рубеж (в Ливию и Ирак) , то Бэкфайеры нет . Ту-22 воевали в ирако-иранской войне (и некоторые советники получили в итоге иракские ордена). Бэкфайеры Ту-22М3 работали в Афганистане с аэродрома на территории СССР.
Вот такая предыстория.
И вот отряд этих убийц авианосцев появляется в Иране (!) . До побережья Средиземного моря 1500 километров при максимальном радиусе в 2400 плюс 400 километров добавляют противокорабельные Х-22. Сильный ход . Даже если это просто появившиеся возможности, а не свершившийся факт.
(ракета Х-22 на фоне Ту-22М3. Обратите внимание на стандартные прикабинные стремянки.)
Иран же- это отдельный пикантный факт, который также достоин отдельного материала, но остановимся просто на факте.
С политической точки зрения - это не щелчок по носу
Я не знаю достоверно, какие конкретно спецоперации сейчас проводятся, и какие скрытые политические подводные течения сталкиваются , но когда именно удар по басмачам вызвал истерику "не бомбите наш спецназ" , то это нечто очень серьезное . Признать наличие спецназа - по сути выбросить белое полотенце в войне спецслужб. Из этого ряда заявленное американцами "вытеснение " Рапторами Ф-22 сирийских Су-24 - это хорошая мина при плохой игре и весьма смахивает на панику.
В данном контексте имеем классическую политику канонерок . Только объектом этой политики наряду с басмачами явились американцы . Имя наших канонерок Ту-22М3.
Вот так самолеты становятся инструментом политики .
А что же дальше ? Ведь вывели самолеты . Все пропало ?
Конечно . Очередной раз пропало, как пропадало до этого и еще пропадет .
Завершим гештальт поста , вернувшись к началу.
Никто не планировал длительного нахождения.
Если посмотреть внимательно на фотографии - то минимум стремянок и даже "пеленок"- чехлов на кабинах не видно. По этим мелочам видно - никто не планировал длительного нахождения. База Хамадан - подходящий аэродром подскока . Подходящий - длина полосы 3200 м и необходимая дальность от точек применения.
Прилетели на него в рамках минимального перебазирования .
Рассказываю , как это происходит.
4 самолета - это помимо 20 офицеров летно-подъемного состава (при наличии одного запасного экипажа) и 30-40 человек наземного персонала, которые прилетели на Ил-76, в который запихнули минимум вспомогательного оборудования .
Интенсивность применения в таком случае тоже ограничена временем.
Ибо специфика самолета такова, что в случае серьезных отказов трудозатраты достаточно велики. Поменять к примеру двигатель на Су-30 и Ту-22М3 - это две большие разницы. Если честно, то точных цифр не скажу (стар стал -забываю вехи ))) , но что -то около пары часов против полутора суток. Поэтому если прилетели налегке , то значит не на надолго.
Я не останавливаюсь на законодательных особенностях ИРИ по поводу иностранных военных баз, но просто отмечаю - они запрещены. Поэтому и есть формат - использование инфраструктуры для прилетающих сил в рамках борьбы с терроризмом.
Добавлю , в районе Хамадана железных дорог вроде бы как и нет, портов тоже. Логистика по тем же ФАБам на вскидку достаточно странная, скорей всего транспортными самолетами . Это так же один из пунктов в пользу не длительного базирования , а применения Хамадана в качестве аэродрома подскока для действий дальней авиации ВКС РФ. Ибо длительное базирование предполагает интенсивность применения и большое количество самолетов.
Без отработанных маршрутов доставки расходных материалов такого попросту не бывает.
Резюмирую .
Факт прилета Дальней Авиации в Иран для боевого применения носит характер важного маркера изменения внешней обстановки в пользу РФ при возможной текущей остроте событий. Кратковременность использования и вывод самолетов предполагался изначально и носил плановый характер.
Использование данного аэродрома в дальнейшем самолетами Дальней Авиации ВКС России весьма вероятно.
Вот кратенько и все.
Спасибо за внимание .
|
</> |