Поиск дырочки для безопасного полёта

топ 100 блогов lx_photos10.04.2017 Боинг-747 рейсом TWA 800 взорвался после взлёта, убив 230 человек.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Проведённое расследование пришло к следующей картине произошедшего:

Наиболее вероятной причиной катастрофы стал взрыв паров топлива в центральном баке самолёта.
Центральный топливный бак находится над горячими паками системы кондиционирования.
В тот день самолёт долго стоял со включенными паками, и топливо в центральном баке нагрелось, выделив множество паров.
После взлёта произошло замыкание в электропроводке, приведшее к попаданию высокого напряжения на провода к топливомерам.
Возникший электрический разряд внутри бака поджёг пары топлива, которые и взорвались.
Передняя часть самолёта отвалилась вниз, а остальная сделала горку и спикировала в океан.

Это произошло в 1996 году.
И хотя подобных происшествий было ещё несколько, но именно эта катастрофа дала бодрящий пинок исследованиям и внедрению новых стандартов в области предотвращения воспламенения топлива внутри баков.
Принимаемые меры есть конструктивные и человеческие.
В частности, для понимания процессов сейчас авиатехникам обязательно надо изучать предметы Fuel Tank Safety (безопасность топливных баков) и понимать и применять указанные в документах пункты CDCCL (Critical Design Configuration Control Limitation - контроль ограничений критических мест конструкции) - приёмы работы для предотвращения возгораний.
По изучении теории выдаётся сертификат.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Про обучение можно долго и интересно (особенно интересно всегда тогда, когда тебе это не нужно).
Но мы сегодня тут об конструкцию (а точнее, это я очень длинно подвожу к пониманию одной простейшей работы).

Когда возможно возгорание?
Когда встречаются три обстоятельства:
1. есть, ЧЕМУ гореть (топливо или другой горючий материал).
2. есть, В ЧЁМ гореть (горение - это быстрое окисление; следовательно, нужен окислитель. Самый доступный - это кислород из воздуха).
3. есть, ОТЧЕГО гореть (источник нагрева или воспламенения).

Для устранения возможных причин возгорания внутри топливных баков применены различные меры.
Например, электрические цепи топливомеров выполняются только слаботочными и разнесёнными с сильноточными цепями.
Проводка внутри топливных баков и в местах возможного скопления паров топлива выполняется непрерывным проводом, без соединений. Чтобы искрение в плохом контакте не могло стать источником нагрева и воспламенения.
Проводка к таким мощным потребителям как центробежные насосы в баках проходит снаружи них:
Поиск дырочки для безопасного полёта

Сами топливные насосы выполняются конструктивно так, чтобы предотвратить вылет разрушившихся частей и перегрев.
Кроме того, применяется ещё много всяких нюансов, все из которых вряд ли вообще кто-то вспомнит.
Одним из таких нюансов на самолётах семейства Airbus-320 есть резиновое корытце для сбора возможного выделения топлива из центрального бака.
Поиск дырочки для безопасного полёта
В случае утечки топливо соберётся в нём и по трубкам стечёт в сливной насадок в задней части центроплана.
Также пространство между центральным баком и корытцем вентилируется для удаления возможных паров топлива.
Почему такое внимание уделяется именно центральному баку?
Видимо, потому что именно в нём более всего вероятно совпадение условий воспламенения:
1. топливо в нём обычно есть или было.
2. так как расходуется оно из центрального бака в первую очередь, то туда также в первую очередь попадает окислитель.
Ведь горит не керосин. А горят ПАРЫ керосина в воздухе.
3. и так как находится он всё так же над горячими паками системы кондиционирования, то и повышение температуры в нём более вероятно, чем в других баках.

Если открыть панели под паками и взглянуть на потолок этого отсека, то там виден тонкий текстолитовый лист, отделяющий горячий отсек от резинового корытца.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Кстати, тут же видим две петли датчика перегрева/пожара, аналогичного двигательному.

Но кроме этих конструктивных мер предотвращения нагрева и возникновения топливо-воздушной смеси снаружи бака - в виде потолочных резиновых ковриков
Поиск дырочки для безопасного полёта
- сейчас самолёты начинают оснащаться ещё одной системой для внутри бака.

Это - система нейтрального газа.
Система вырабатывает азот из воздуха и подаёт его в центральный бак, устраняя одну из обязательных составляющих процесса горения - окислитель.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Состоит, как обычно, из набора всякой ерунды.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Главным же в ней есть модуль разделения воздуха.
Поиск дырочки для безопасного полёта
На его мембране происходит отделение азота, который потом направляется в бак.
Оставшиеся отходы сбрасываются в природу через шланг.

И вот эта системка как-то у нас не работала.
Выдали нам задание на прочистку дренажного отверстия теплообменника системы.
Казалось бы - где мы и где тёплый обманник?..
Но - любой каприз за ваши деньги.

Открываем панель снизу первого пака.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Взором вперёд видим агрегаты системы.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Шланг справа внизу - это как раз и есть сброс отходов в природу.

Вверху проходят трубы отбора воздуха от двигателей и ВСУ.
Жёлтое - это теплоизоляция трубы, подводящей горячий отобранный воздух к паку кондиционирования.
Поиск дырочки для безопасного полёта
А серенькое под беленьким - это и есть разделитель воздуха.

Сзади воздуховода к радиатору пака дополнен воздушный кран, относящийся к нашей сегодняшней сис-теме.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Там же и датчик давления.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Воздух на продувку радиаторов пака забирается через входник с регулируемой створкой.
Поиск дырочки для безопасного полёта
О работе пака на Airbus-320 надо не спрашивать меня здесь, а прочитать тут:
http://lx-photos.livejournal.com/259943.html

Если же заглянуть в канал охлаждающего радиаторы воздуха спереди, то видно два:
Поиск дырочки для безопасного полёта
слева - форсунка впрыска воды в охлаждающий воздух, и
центрально - тот самый искомый радиатор системы инертирования.

Доступ к нему мы получим, вскрыв панельку снизу угольника воздуховода.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Кстати, фенологу на заметку - именно из тут достаются всякие трусы и шапки, засосанные паком в неравной борьбе с человечеством.

Итак, не проходит и полугода, как панелька снята.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Теперь можно даже заглянуть одним глазиком на форсунку вперде.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Волшебно, ага.

Но мы здесь про наш радиатор.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Как видим, установлен он перед штатным радиатором пака.
На первый взгляд, никаких дырок вниз не просматривается.
Однако внимательное изучение решает!
Зеркалом и фонариком находим небольшое отверстьице снизу радиатора.
Решительно суём туда очень нержавеющую контровку. Она что-то проталкивает.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Шурудим до полного удовлетворения и вынимаем.

Бегим в кабину и включаем отбор воздуха от ВСУ, и пак.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Надо же, пак заработал!
Поиск дырочки для безопасного полёта

Тренированым на утечки пальцом щупаем дырочку в радиаторе.
Из неё ощутимо дует.
Значит, прочищено.

Наступает время тестов.
Заходим в меню MCDU.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Выбираем нашу систему.
Поиск дырочки для безопасного полёта

И наблюдаем два теста - с отбором воздуха и просто электрический.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Выбираем тот, что пополнее - с работой системы.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Нам ставят условия!
Деваться некуда.
Включаем IRS.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Первый пак включен, второй выключен, отбор есть.
Начинаем тесть.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Через время выдаёт, что всё в поряде.
Завершение теста.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Выбираем до кучи и электротест.
Поиск дырочки для безопасного полёта
Паки выключены.

И тоже порядок!
Принтерно печатаем результаты.
Поиск дырочки для безопасного полёта

Остаётся закрыть пак, оформить документацию, и можно снова погрузиться во сладкие дрёмы.
До зарплаты.

Летайте безопасно, да.
Хотя уже и поезд не помогает...

View Poll: #2066072


А фотографии большего размера доступны в альбоме «Fuel Inerting System», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Дорогие друзья! Спешу поделиться огромной радостью: вышло второе издание моей книги. На этот раз на офсетной белой бумаге, с лаковой обложкой и глянцевой вкладкой с фотографиями. Большое спасибо Борису Фаликову, доценту Центра изучения религии РГГУ, за предисловие ко второму изданию. ...
...
Почти все по плану, кроме разве что третьей пробежки — ниасилил. Чемпионы имеют крепкий сон и более налаженный быт, наверное. ожидание ...
Отказ в регистрации Навального может создать проблемы для Кремля в юридическом, а как следствие - и в политическом поле. В сентябре Совет Европы призвал допустить Навального к выборам , указывая на решение ЕСПЧ: "...ЕСПЧ в феврале 2016 года признал несправедливым первое решение ...
Привет! Книга, как всем известно, лучший подарок к Новому Году. Особенно тем, кто влюблен в авиацию. По промокоду pilot на сайте Читай-Город вы можете приобрести мои книги "Когда все только начинается" и "Взлет разрешен" со скидкой 20%! Ссылка на Читай-Город Приятного ...