Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII.
vodnik_t — 25.04.2025
Глава XVII. Каргопольский музейно-выставочный центр. Мода, быт и ремесло в своей неразрывной связи.
Вот третья экспозиция — выставка народного костюма рубежа XIX и XX вв. Портной, а, тем более, модельер из меня никакой, но это было красиво. Пояснений не ждите — квалификация не позволяет их давать. Так что просто посмотрим на фотографии. Да, все вещи подлинные.
Да, светец. Для лучин. Все эти чудесные вышивки вышиты, а кружева сплетены, зачастую, при свете этого допотопного осветительного прибора — керосин-то дорог.
А дальше головные уборы. Те и вовсе отвал башки, что называется. И все они подлинные конца XIX — начала XX в.
И снова костюмы. Праздничные.
И в завершение ещё два платка:
Фух! Смерть мужьям по-каргопольски! Но, доложу я вам, предварительно отрыв окоп для стрельбы стоя с лошади, оборудовав блиндаж в пять накатов, упаковавшись в броник, каску, запасясь патронами и приготовившись дорого продать свою жизнь, прабабушки-то одевались, en masse, куда с большим вкусом, чем правнучки и, особенно, праправнучки...
А теперь, пока меня не порвали на кучу маленьких медвежат возмущённые предыдущим выводом дамы, я расскажу о последней экспозиции, рассказывающей о каргопольской игрушке, каргопольской вышивке и каргопольской бытовой росписи..
Пожалуй, стоит немного рассказать и о том, и о другом. Сначала об игрушке.
История каргопольского игрушечного промысла уходит в XI–XIII вв., когда местные жители использовали красную глину для создания предметов быта. Наибольший расцвет искусства пришёлся на XIX в.. Изначально из глины изготавливали посуду, а из остатков материала лепили фигурки.
Некоторые виды каргопольских игрушек:
- Одиночные фигурки. Изображали различных персонажей и животных: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных.
- Сюжетные игрушки. Отображали сцены из деревенской жизни: охоту, рыбалку, стирку белья, работу в кузнице, сбор урожая или праздничные гулянья.
- Фантастические существа. Например, Полкан, или Полихан — русский кентавр, с человеческой верхней частью тела и конской (или в старых вариантах собачьей) нижней частью.
- Тянитолкай — двуглавый конь, одну голову которого красили в чёрный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника.
Особенности производства: традиционно игрушки создавали из цельного небольшого куска глины, лепили только руками, без специальных инструментов. Затем фигурки просушивали на ветру и обжигали в печи.
Современная каргопольская игрушка менее архаична. Мастера сохраняют традиционные формы, но делают игрушки более изящными, расписывают маслом и темперой.
В 2003 г. в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — династии гончаров-игрушечников, продолжающих своё ремесло по сей день. Мы собирались в нём побывать, но увы — время поджимало. Рейд упущенных возможностей, однако.
А теперь и о вышивке.
Каргопольская вышивка, в целом, традиционна и является одним из стилей русской народной вышивки. Для неё характерны те же основные каноны, что и для остальных видов региональных вышивок, те же базовые узоры, идущие от языческих обрядовых форм, но, как говорится, есть нюанс, и этот нюанс превращает каргопольскую вышивку в самостоятельный стиль.
Некоторые особенности каргопольской вышивки:
- Использование широкой цветовой палитры. В одном произведении гармонично сочетаются красный, коричневый, зелёный, оранжевый, жёлтый, синий, розовый, голубой, фиолетовый цвета.
- Сочетание нескольких приёмов вышивания на одном изделии. Например, шов «роспись» («досюльный») чаще всего использовался как контур, который внутри заполнялся «набором» и счётной гладью.
- Применение различных материалов. Контур вышивали льняными или бумажными нитями красного (реже коричневого) цвета, внутри элементы орнамента заполняли цветными шёлковыми, бумажными и льняными нитями, гарусом (шерстяные нитки), применяли золотные и серебряные нити.
- Украшение изделий дополнительными элементами. Оплечья женских рубах помимо вышивки нередко украшались металлическими блёстками (пайетками) или цветными бусинами.
Некоторые распространённые мотивы каргопольской вышивки:
- композиция с изображением всадников (или барсов) по сторонам женской фигуры;
- изображения дерева жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаниц»;
- птицы — павы с пышными хвостами.
Вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники.
Ну вот, теоретическая часть закончена, давайте смотреть.
А потом рассказ про вышивку и игрушку плавно перетёк в повествование о быте, точнее, о народном искусстве в быту.
Эту экспозицию готовил центр народных ремёсел «Берегиня» — общество, поставившее своей целью сохранение и развитие народных ремёсел Каргополья, так что тут намеренно перемешаны исторические и новодельные экспонаты — попробуй угадай. У нас не вышло, зато впечатлиться очень даже вышло.
Замечательный музей!
Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV; Часть II, Глава XXXVI; Часть II, Глава XXXVII; Часть II, Глава XXXVIII; Часть II, Глава XXXIX; Часть II, Глава XL; Часть II, Глава XLI; Часть II, Глава XLII; Часть II, Глава XLIII; Часть II, Глава XLIV; Часть II, Глава XLV; Часть II, Глава XLVI; Часть II, Глава XLVII; Часть II, Глава XLVIII; Часть II, Глава XLIX; Часть III, Глава I; Часть III, Глава II; Часть III, Глава III; Часть III, Глава IV; Часть III, Глава V; Часть III, Глава VI; Часть III, Глава VII; Часть III, Глава VIII; Часть III, Глава IX;
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Соседка
Лондон - источник всех проблем...
Долина&Пугачева
Благодарности пост.
Очаковский Исход
Непокрытая
Предметы военной одежды. Конструктивные изменения за годы войны и предложения

