Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII.

топ 100 блогов vodnik_t25.04.2025

Глава XVII. Каргопольский музейно-выставочный центр. Мода, быт и ремесло в своей неразрывной связи.

Вот третья экспозиция — выставка народного костюма рубежа XIX и XX вв. Портной, а, тем более, модельер из меня никакой, но это было красиво. Пояснений не ждите — квалификация не позволяет их давать. Так что просто посмотрим на фотографии. Да, все вещи подлинные.

01. Кофты начала XX в.
01. Кофты начала XX в.
02. Ещё.
02. Ещё.
03. Женские костюмы Каргополья, Олонецкой и Архангельской губерний.
03. Женские костюмы Каргополья, Олонецкой и Архангельской губерний.
04. Ещё.
04. Ещё.
05. Юбки и светец.
05. Юбки и светец.

Да, светец. Для лучин. Все эти чудесные вышивки вышиты, а кружева сплетены, зачастую, при свете этого допотопного осветительного прибора — керосин-то дорог.

06. Ещё женские костюмы.
06. Ещё женские костюмы.
07. И ещё.
07. И ещё.
08. А тут уже с претензией на городскую моду.
08. А тут уже с претензией на городскую моду.
09. Юбки из Тихмангской волости.
09. Юбки из Тихмангской волости.
10. Ещё.
10. Ещё.
11. Краски-то какие!
11. Краски-то какие!
12. И здесь.
12. И здесь.
13. Со вкусом у прабабушек всё было в порядке.
13. Со вкусом у прабабушек всё было в порядке.
14. Вот ещё один пример этого.
14. Вот ещё один пример этого.

А дальше головные уборы. Те и вовсе отвал башки, что называется. И все они подлинные конца XIX — начала XX в.

15. Девичья головная повязка, шитая речным жемчугом. Родом из Вытегорского уезда.
15. Девичья головная повязка, шитая речным жемчугом. Родом из Вытегорского уезда.
16. А это, кажется, уже замужней женщины. Каргопольский уезд.
16. А это, кажется, уже замужней женщины. Каргопольский уезд.
17. Ещё. Тоже Каргопольский уезд.
17. Ещё. Тоже Каргопольский уезд.
18. Тоже.
18. Тоже.
19. А это уже без ложной скромности так и называется
19. А это уже без ложной скромности так и называется "Коруна". Пудожский уезд.

И снова костюмы. Праздничные.

20. Праздничный костюм замужней женщины. Каргопольский уезд.
20. Праздничный костюм замужней женщины. Каргопольский уезд.
21. Ещё один. Вид сзади.
21. Ещё один. Вид сзади.
22. Платок, шитый золотом. Даже меня — человека, живущего в 60 с небольшим келометрах от Торжка и тамошнего золотого шитья, и то впечатляет.
22. Платок, шитый золотом. Даже меня — человека, живущего в 60 с небольшим келометрах от Торжка и тамошнего золотого шитья, и то впечатляет.
23. Ещё один шитый золотом каргопольский платок.
23. Ещё один шитый золотом каргопольский платок.
24. И ещё. А это уже вполне сравнимо с изделиями торжокских золотошвей.
24. И ещё. А это уже вполне сравнимо с изделиями торжокских золотошвей.
25. И ещё один. Нисколько не хуже.
25. И ещё один. Нисколько не хуже.
26. А вот так одевалась по праздникам зажиточная крестьянка. Обратите внимание на головные повязки — интересно, сколько бы сейчас стоила такая дамская шляпка? У меня банковская карточка заныла...
26. А вот так одевалась по праздникам зажиточная крестьянка. Обратите внимание на головные повязки — интересно, сколько бы сейчас стоила такая дамская шляпка? У меня банковская карточка заныла...
27. Ещё парадные дамские головные уборы.
27. Ещё парадные дамские головные уборы.
28. Ещё один праздничный костюм. Дамы, пошли бы в таком в театр, скажем?
28. Ещё один праздничный костюм. Дамы, пошли бы в таком в театр, скажем?
29. А в таком?
29. А в таком?

И в завершение ещё два платка:

30. Такой
30. Такой
31. И такой.
31. И такой.

Фух! Смерть мужьям по-каргопольски! Но, доложу я вам, предварительно отрыв окоп для стрельбы стоя с лошади, оборудовав блиндаж в пять накатов, упаковавшись в броник, каску, запасясь патронами и приготовившись дорого продать свою жизнь, прабабушки-то одевались, en masse, куда с большим вкусом, чем правнучки и, особенно, праправнучки...

А теперь, пока меня не порвали на кучу маленьких медвежат возмущённые предыдущим выводом дамы, я расскажу о последней экспозиции, рассказывающей о каргопольской игрушке, каргопольской вышивке и каргопольской бытовой росписи..

32. Вверху вышивка, внизу игрушка — главное не перепутать ;-)
32. Вверху вышивка, внизу игрушка — главное не перепутать ;-)

Пожалуй, стоит немного рассказать и о том, и о другом. Сначала об игрушке.

История каргопольского игрушечного промысла уходит в XI–XIII вв., когда местные жители использовали красную глину для создания предметов быта. Наибольший расцвет искусства пришёлся на XIX в.. Изначально из глины изготавливали посуду, а из остатков материала лепили фигурки. 

Некоторые виды каргопольских игрушек:

  • Одиночные фигурки. Изображали различных персонажей и животных: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных. 
  • Сюжетные игрушки. Отображали сцены из деревенской жизни: охоту, рыбалку, стирку белья, работу в кузнице, сбор урожая или праздничные гулянья. 
  • Фантастические существа. Например, Полкан, или Полихан — русский кентавр, с человеческой верхней частью тела и конской (или в старых вариантах собачьей) нижней частью.
  • Тянитолкай — двуглавый конь, одну голову которого красили в чёрный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. 

Особенности производства: традиционно игрушки создавали из цельного небольшого куска глины, лепили только руками, без специальных инструментов. Затем фигурки просушивали на ветру и обжигали в печи.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Мастера сохраняют традиционные формы, но делают игрушки более изящными, расписывают маслом и темперой. 

В 2003 г. в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — династии гончаров-игрушечников, продолжающих своё ремесло по сей день. Мы собирались в нём побывать, но увы — время поджимало. Рейд упущенных возможностей, однако.

А теперь и о вышивке.

Каргопольская вышивка, в целом, традиционна и является одним из стилей русской народной вышивки. Для неё характерны те же основные каноны, что и для остальных видов региональных вышивок, те же базовые узоры, идущие от языческих обрядовых форм, но, как говорится, есть нюанс, и этот нюанс превращает каргопольскую вышивку в самостоятельный стиль.

Некоторые особенности каргопольской вышивки:

  • Использование широкой цветовой палитры. В одном произведении гармонично сочетаются красный, коричневый, зелёный, оранжевый, жёлтый, синий, розовый, голубой, фиолетовый цвета.
  • Сочетание нескольких приёмов вышивания на одном изделии. Например, шов «роспись» («досюльный») чаще всего использовался как контур, который внутри заполнялся «набором» и счётной гладью.
  • Применение различных материалов. Контур вышивали льняными или бумажными нитями красного (реже коричневого) цвета, внутри элементы орнамента заполняли цветными шёлковыми, бумажными и льняными нитями, гарусом (шерстяные нитки), применяли золотные и серебряные нити.
  • Украшение изделий дополнительными элементами. Оплечья женских рубах помимо вышивки нередко украшались металлическими блёстками (пайетками) или цветными бусинами.

Некоторые распространённые мотивы каргопольской вышивки:

  • композиция с изображением всадников (или барсов) по сторонам женской фигуры;
  • изображения дерева жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаниц»;
  • птицы — павы с пышными хвостами.

Вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники.

Ну вот, теоретическая часть закончена, давайте смотреть.

33. Виды традиционной каргопольской вышивки и предметы, ею покрывавшиеся. Как видите, диапазон очень широк.
33. Виды традиционной каргопольской вышивки и предметы, ею покрывавшиеся. Как видите, диапазон очень широк.
34. Один из самых традиционных, исконных, что называется, узоров.
34. Один из самых традиционных, исконных, что называется, узоров.
35. Рушник. Кружева на нём тоже каргопольские — вязанные крючком.
35. Рушник. Кружева на нём тоже каргопольские — вязанные крючком.
36. Как и где вышивка располагалась на одежде.
36. Как и где вышивка располагалась на одежде.
37. Игрушки. Если я правильно помню, современные.
37. Игрушки. Если я правильно помню, современные.
38. А эти Полканы, кажется, начала XX в.
38. А эти Полканы, кажется, начала XX в.

А потом рассказ про вышивку и игрушку плавно перетёк в повествование о быте, точнее, о народном искусстве в быту.

39. Расписной сундук и расписной сундучок. Помните я рассказывал о росписях на домах?
39. Расписной сундук и расписной сундучок. Помните я рассказывал о росписях на домах?
40. Расписная дверца шкафа.
40. Расписная дверца шкафа.
41. Прялки, лукошки, вышивки.
41. Прялки, лукошки, вышивки.
42. Зыбка, обрядовые куклы, чуры, лоскутный половик...
42. Зыбка, обрядовые куклы, чуры, лоскутный половик...
44. Весь стенд целиком.
44. Весь стенд целиком.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть VIII. 45
45
46. Шкаф-перегородка с посудой.
46. Шкаф-перегородка с посудой.
47. Зверь-лев.
47. Зверь-лев.
48. А вот и жанровая сцена — бабий кут, он же запечье.
48. А вот и жанровая сцена — бабий кут, он же запечье.
49. Современная вышивка.
49. Современная вышивка.
50. Современные куклы, выполненные по историческим образцам и технологиям.
50. Современные куклы, выполненные по историческим образцам и технологиям.

Эту экспозицию готовил центр народных ремёсел «Берегиня» — общество, поставившее своей целью сохранение и развитие народных ремёсел Каргополья, так что тут намеренно перемешаны исторические и новодельные экспонаты — попробуй угадай. У нас не вышло, зато впечатлиться очень даже вышло.

51. Любовь Александровна, вошедшая в образ и решившая в оном образе увековечиться.
51. Любовь Александровна, вошедшая в образ и решившая в оном образе увековечиться.

Замечательный музей!


Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV; Часть II, Глава XXXVI; Часть II, Глава XXXVII; Часть II, Глава XXXVIII; Часть II, Глава XXXIX; Часть II, Глава XL; Часть II, Глава XLI; Часть II, Глава XLII; Часть II, Глава XLIII; Часть II, Глава XLIV; Часть II, Глава XLV; Часть II, Глава XLVI; Часть II, Глава XLVII; Часть II, Глава XLVIII; Часть II, Глава XLIX; Часть III, Глава I; Часть III, Глава II; Часть III, Глава III; Часть III, Глава IV; Часть III, Глава V; Часть III, Глава VI; Часть III, Глава VII; Часть III, Глава VIII; Часть III, Глава IX;

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На сегодняшнем Синоде: ЖУРНАЛ № 72 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о ситуации, сложившейся в Церковно-общественном совете по защите от алкогольной угрозы в связи с кончиной его сопредседателя В.Г. Распутина. ПОСТАНОВИЛИ: Отметить значимость в ...
Обещал написать про правительственный час с министром обороны Сердюковым, который прошел вчера в Госдуме. Честно говоря, писать особо не о чем. Все прошло в закрытом режиме. В коридорах даже включили музыку, чтобы особо ...
Я являюсь одним из тех автомобильных фанатов, жизнь которых попросту немыслима ...
❗Военнослужащие вооружённых сил Украины, заблокированные в Угледаре! К вам обращается командование российских войск! Угледар окружен, город находится под нашим полным огневым контролем. Все дороги, ведущие в Угледар, перерезаны, ваше сопротивление не имеет смысла.  У вас остался ...
Сегодня, видимо, мало чего. А 10 лет назад Александр Беляев обратил внимание на странные рисунки на заборе котлована возле памятника Жукову http://belyaefff.livejournal.com/210882.html   Я тоже перепостил https://omchanin.livejournal.com/697320.html Не Орион, а какой-то ...