поэт! не дорожи любовию народной
clear_text — 26.09.2010АНТИЧНАЯ
ЛИРИКА
У Эммы Иммануиловны ( emmanuelle_cunt
) снова дискуссия.
Хорошим ли поэтом был Окуджава?
Удивительно, какие горячие возникли споры. Одни называют покойного
поэта мертвым львом, а его критиков – шакалами. Другие пишут о
прописных истинах, напетых блеющим голосом. Или о том, что он
намертво завяз в 1960-х – 1970-х. Застыл в них, как муха в
янтаре.
Мне снова хочется внести свои 5 коп.
У каждого поэта есть свое время и свое
место. Нет поэтов вне истории.
Когда-то Гомера пели под гитару (кифару). Другие под нее же пели
любовные строфы Сапфо. А на стадионах гремели стихи Пиндара.
Сейчас их с лупой читают студенты-филологи.
Они остаются великими, даже величайшими. Но
перестали быть актуальными.
Вот в какой ряд я поставил Окуджаву.
Надеюсь, его поклонники не обидятся.
Окуджава прославился в эпоху дефицита.
Я не о продуктах.
Я о дефиците художественности и дефиците эмоций.
Окуджава был изыскан, красив, метафоричен. У него были громадные,
на всю песню, метафоры, вроде "в склянке темного стекла" или "синий
троллейбус". Но внутри себя эти метафоры были вполне реалистичные и
даже бытовые. Структура почти как у Гомера. А в советской поэзии
образность не приветствовалась. Был такой, что ли,
некрасовский стиль, вроде
Твардовского. А если да, то это была какая-то пустая, гремучая
образность. Я не говорю об Ахматовой и Пастернаке, потому что это
были не советские поэты. Их нелоляльность мешала советскому
человеку получать эстетическое наслаждение.
Окуджава же был очень советским. Он был весь лоялен. Он любил "ту
единственную, гражданскую" и чтоб "не постоять за ценой".
Но он был задушевен, тепл, добр. Тоже черта не совсем советская.
Нам говорили "жалость унижает". Нам говорили: "надо быть добрым, а
не добреньким". Добрый - это кто посылает чахлых комсомолят строить
(никому на хрен не нужный, как потом выясняется) завод в Заполярье.
Добренький - это тот, который выписывает освобождение самому
чахоточному комсомоленку. Советскому человеку было страшно читать
советские же стихи и романы. Он ждал, что еще такое выкинет автор в
смысле революционной безжалостности.
А Окуджава его жалел. Московский муравей.
Ваше величество женщина. Девочка
плачет, шарик улетел.
Окуджава учил добру. Дверям закрытым грош цена. Возьмемся за руки,
друзья.
У стихов Окуджавы был самый
надежный носитель: непрофессиональный голос под неумелый гитарный
перебор.
Отсюда и любовь к нему. Понятная, объяснимая, вызывающая
уважение.
Хороший он был поэт?
Да. Хороший. Но - маленький.
|
</> |