Подводные камни при учебе в Европе

топ 100 блогов pora_valit05.01.2014 Это история случилась недавно с двумя русскими студентами в Европе. Оба студента не хотят огласки (ниже станет понятно, почему), поэтому имена, пароли, явки в тексте пропущены. Я надеюсь, история поможет будущим студентам быть осторожнее при выборе ВУЗа и специальности в Европе.

Два русских студента-первокурсника познакомились в первый же учебный день. Они были очень рады, что поступили в один из лучших ВУЗов Европы. У первого студента уже был диплом провинциального Российского вуза по смежной, но не такой престижной специальности. Второй студент – выпускник ведущего Московского ВУЗа, с десятком лет опыта работы в этой области в Москве. В России платили не очень (хотя последние годы стало налаживаться), а в Европе такой специалист может сыром в масле кататься. Но только после получения местного диплома и лицензии, тогда работа практически гарантирована. Поступить, конечно, не просто. Нужен высокий средний балл из школы, справка из полиции, эссе на тему «почему я хочу учиться на ...», медкомиссия с упором на определенного специалиста, а иностранцам, еще и высший балл государственного языкового теста и рекомендацию практикующего специалиста. Герои этой истории – первые не коренные жители, поступившие на эту специальность в этом ВУЗе.

Первый семестр прошел замечательно. Никакой коррупции – экзамены и зачеты все сдают честно, никто не списывает, на групповых занятиях студенты серьезно работают и помогают друг другу. Конечно, если купить у преподавателя методичку, отношение на зачетах немного улучшается, но наших людей таким не испугать. Библиотека организована очень удобно. Столовая подкачала - дорого и невкусно, но это мелочи. А какие душевные здесь люди! Не то, что эти сухари из северной Европы. А здесь есть лучшее из обеих миров – строгое соблюдение законов и правил, и человечность личных отношений.

Во втором семестре один из предметов – введение в специальность, вел уважаемый профессор, автор множества учебников и монографий, декан факультета. В конце семестра вызывает декан обоих наших героев к себе, и говорит:
- Уважаемые студенты, а диплом на нашем факультете вы не получите!
- Почему?
- Ну вы же сами видите, что вы одни из самых слабых студентов на курсе. Я думаю, что с моим предметом у вас будут проблемы.
- Но у нас же не самые плохие оценки на курсе, мы твердые середнячки.
- Вы вообще не должны были к нам поступить. Я не расист, и готов учить студентов любой национальности, кроме иностранцев, недавно приехавших в нашу страну. Я считаю, что в нашей отрасли должны работать только люди, которые здесь выросли, полностью принадлежат нашей культуре, и чувствуют все нюансы нашего языка, как родного. Раньше за прием первокурсников отвечал факультет, и мы бы вас просто не взяли. А в этом году в приемной комиссии было больше представителей университета, чем факультета, и вас приняли по квоте на иностранцев.

Может быть, декан был отчасти прав. А возможно, он огласил не все причины такого отношения. Еще дело могло быть в том, что поляна хорошо поделена. Студенты неосмотрительно говорили, что планируют найти работу в этом же городе. А работа не пыльная, хорошо оплачивается, во многом на государственные деньги. Специалистов немного, каждый год факультет выпускает около двадцати. Из них половина разъезжается по другим провинциям, а половина заменяет местных кадров, уходящих на пенсию. Или этот профессор просто недолюбливает русских. Несколько раз во время лекций он допускал рискованные шуточки о русских эмигрантах, с которыми студентам придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

После этого разговора у студентов начались проблемы со сдачей зачетов и экзаменов. Первый студент решил перевестись на менее престижный факультет. А второй остался, и с громадным трудом, не с первого раза, но умудрялся все успешно сдавать. К тому же как студент, он уже имел право подрабатывать по специальности, под надзором лицензированного специалиста. Это всех устраивало – специалист убедился, что студент уже все знает и умеет, в отличие от остальных практикантов, и ему можно доверить довольно большую часть работы. Платить можно мало, но так как студент надзора не требует, можно дать ему много часов. Но и студент не унывает – у него копится местный опыт, зарабатываются деньги и отличные оценки за практику.

Но следите за руками. Студента «ушли» очень красиво. Учиться оставалось всего два семестра. В предпоследнем семестре был один зачет, для получения которого надо было написать работу из двух частей – теоретическую часть, которую можно было списывать с профессиональной литературы, и практическую часть, в которой надо было правильно описать данные, полученные на производственной практике. Зачет сдали все, кроме нашего героя. У трети группы были небольшие проблемы - в теоретической части они забыли проставить несколько ссылок на литературу, и специальная программа по поиску плагиата это нашла. Но преподаватель, молодой доцент и соавтор многочисленных статей декана в профильных журналах, разрешил студентам исправить ссылки. Русскоязычному студенту доцент сказал, что в первых пяти абзацах практической части работы он нашел три грамматические ошибки. «Это же неуважение к нашему языку, особенно непростительное для иностранца! Я даже не буду читать дальше и проверять на плагиат. Проверьте все внимательно сами, и так уж и быть, я приму у вас эту работу в конце следующего семестра. А пока - незачет.»

Прошло полгода, и подошел к концу последний семестр. Студент сдал все экзамены, защитил дипломную работу. Остался лишь последний зачет молодому доценту, и диплом в кармане. Тем более, что все давно готово, а грамматические ошибки исправлены с помощью знакомой аспирантки с филологического факультета. Но не тут то было!
- Программа «антиплагиат» нашла одно предложение в теоретической части без сноски на источник. Я ставлю вам «незачет».
- Но я и не претендую на авторство, в теоретической части нет ни одной моей мысли, 100% списано из приведенного в работе списка литературы, как вы и требовали. Это же не дипломная работа. Я могу вставить эту ссылку, ведь у половины группы было еще хуже с плагиатом, и вы разрешили им поставить все ссылки после проверки.
- Это было полгода назад, а сейчас все по-другому. Ректор сказал, что теперь мы обязаны особенно бескомпромиссно бороться с плагиатом. В Германии за такое министров снимают! Так что ничем не могу помочь. А если вы будете поднимать шум по поводу ваших одногруппников, то это, конечно, повредит им, но никак не поможет вам.

В деканате сказали, что студент отчислен, так как не сдал зачет, использовав обе положенные ему попытки. Студент обратился в комиссию по этике профессионального союза, членом которого он уже являлся. Там ему ответили, что слышали о нем от декана, и разговаривать с ним не будут. Куратор группы также отказался разговаривать. Лицензированному специалисту, на которого работал наш герой по вечерам, позвонил декан, и попросил практиканта уволить. Ведь он уже не студент, и не имеет право работать по этой специальности под надзором профессионала.

Вот и вся история. Теперь обещанный совет по выбору специальности. Давайте рассмотрим два фактора - сложность обучения (для того, чтобы дожить до диплома требуется редкий талант и-или много тяжелой работы) и престижность специальности(гарантированное рабочее место и-или хорошая зарплата и уважение в обществе). Sweet spot для русских студентов - сложная и престижная специальность. Я советую остерегаться выбора не сложной, но престижной профессии, т.к. вероятно, что придется столкнуться с проблемами, описанными выше.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Помимо Этнографического музея в прошлую субботу я посетил галерею KGallery, пожалуй одну из лучших частных галерей города. Целью посещения была персональная выставка Натана Альтмана. Хотя художник он весьма известный (пусть в нашем авангарде это фигура и не первой величины), выставка ...
и вспомнил замечательный пост (не мой!):Почему женщины «не любят» пикаперовНа пост натолкнула операция «сладкоежка». Сидел я тут на днях, думал – вроде бы девки, полезным делом занимаются – против блядства выступают. Мы в этом деле полные ...
Сейчас я в Адлере и война только где-то в телевизоре и очень далеко. Здесь нет воздушных прилетов, море уже теплое, полно отдыхающих, пиво с барабулькой... и много девушек. Странное ощущение, другой реальности. Цены? Да дешевле чем в Москве, хотя бы и на пиво, оно здесь от 70 рублей ...
Итак, приступим к изучению подробностей тяжелой судьбы бездомного питерского ветерана, в отчаянии написавшего президенту США. В интервью взгляду он сообщил два важных факта. Первый - ему 83 года, второй - он участник войны с Японией. Я не очень ...
От редакции: Мирный переход к демократии Необходимо, чтобы и власти, и оппозиция ставили национальные интересы выше групповых Читать целиком Очень правильная статья, вот только из нее следует, что никаких переговоров власти с ...