Почему я боюсь летать на самолетах, ч.2

топ 100 блогов staryiy19.08.2016 Часть 1: http://staryiy.livejournal.com/553650.html

Второй случай был "интереснее", доставил неприятности не только мне, бывшему в тот момент исполняющим обязанности начальника группы двигателей, но и летчику, пилотирующему самолет. Почему? Неисправность проявилась в полете, более того - при заходе на посадку, вызвав, по сути, ПЛП - предпосылку к летному происшествию.
Чтобы объяснить, почему это произошло, проведу, уж простите, небольшой "ликбез" на авиационную тематику.
Топливная автоматика двигателя АЛ-21Ф-3, который был установлен на самолетах Су-17 и Су-24 (в количестве 2х штук) была механической. Никакой электроники от слова "совсем". Может посмотреть на схему и убедиться сами.


схема_2

Эх, помню, не один десяток часов проелозили мы указками по этой схеме в училище, изучая работу топливной автоматики. Режимами работы двигателя, т.е. количеством подаваемого топлива, углом поворота лопаток направляющих аппаратов компрессора и другими параметрами управлял агрегат под название НР-53Б.
НР-53Б_70Вот он, практически, "вживую", только немного распиленный для обучения. За своеобразный внешний вид мы, курсанты, называли их "ежами" - он не единственный такой был, существовало несколько сходных агрегатов на других двигателях, использующихся в то время в военной авиации.
Все эти его внутренности - плунжеры, сильфоны, датчики, коромысла, - находились в сложном взаимодействии между собой. Для чего это было сделано именно так - механически? Ведь в то время уже были и использовались в других системах те же самые полупроводниковые элементы. Основная причина - чтобы такая важная система самолета, как система автоматики и питания двигателя не была бы подвержена негативному воздействию, например облучения РЛС противника. По этой же причине и гидросистема управления самолетом была именно такой - гидравлической, а не электрической. Опять же это считалось более надежным с точки зрения повреждения самолета вооружением противника.
Итак, основным контуром двигателя управлял насос-регулятор НР-53Б, а форсажным - подачей топлива в форсажную камеру и раскрытием сопла - регулятор РСФ-53Б.
Топливо (авиационный керосин) являлось одновременно и питанием двигателя и рабочим телом топливной автоматики. Понятно, что для выполнения всех этих функций оно должно было отвечать определенным требованиям по чистоте . Для обеспечения этого использовались фильтры. Сдвоенные - низкого давления для очистки топлива от механических частиц на входе в насос-регулятор НР-53Б, насос высокого давления НП-96М и форсажный насос ФН-53 и одинарный - высокого давления, для дополнительной фильтрации топлива, исключающей попадание металлических частиц от насоса НП-96 в автоматику регулятора сопла и форсажа РСФ-53Б. Чистота фильтрации топлива составляла 12-15 микрон.
Прошу простить меня за некоторое обилие технических подробностей, хотелось донести хотя бы в самых общих чертах, чтобы была понятна суть происходящих далее событий.
фильтр_нд_80Фильтры низкого давления, или как мы, брутальные технари, их называли - "яйца" за некоторую внешнюю схожесть с этими предметами гордости особей мужского пола (фотографии не нашел, а картинка, увы, не дает полного представления, так что предлагаю верить на слово )) были достаточно доступны для их обслуживания и замены. Конечно, прежде чем вынимать фильтрующие элементы, необходимо было перекрыть топливную магистраль, слить остаток керосина. Ну и после этого, при снятии крышки вместе с фильтроэлементом нужно было достаточно резво отскакивать в сторону, чтобы не облиться керосином, который оставался в корпусе фильтра в приличном количестве.
Был у меня боец в группе - Женя Селиванов - один-единственный раз он снимал эти фильтры, умудрился облить себе всю спину, после чего она пошла у него какими-то красными пятнами, пришлось его отправлять в санчасть.

Почему я боюсь летать на самолетах, ч.2 dmb_70Вообще со срочной службой - это была отдельная песня. Сначала их полгода обучали в ШМАСе (школе младших авиационных специалистов), потом полгода воина надо было учить на технике, следующие полгода между нарядами и караулами, хорошо если раз-два в неделю он появлялся на аэродроме, ну а последние полгода "старички" были в основном заняты рисованием дембельских альбомов и перешиванием парадки для придания ей пущей прекрасности.
Короче, практической полезности от срочной службы именно в нашем подразделении, не было. Но зато редкий выходной обходился без сбора постоянного состава (офицеров и прапорщиков) по тревоге с целью поиска очередного ушедшего в "самоход" бойца. Поэтому, когда Петрович, наш начальник ТЭЧ, умудрился полностью избавиться от срочников в штате - все мы локтем перекрестились.
(продолжение следует)



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Похоже у украинского стимпанк-влажного комикса "ВОЛЯ" появился конкурент! 1 декабря в продажу поступает булкохрусточное творение комикс «Спасти цесаревича Алексея» , выпущенный журналом «Дилетант» . Автор Алексей Дурново и художник Алексей Никаноров рассказывают о попытке ...
...
Каникулы закончились: мы вчера вечером проводили друзей, остались одни и стали возвращаться к обычной-привычной жизни. Видимо, с годами старые (а тем более старинные!) друзья начинают значить всё больше... а может быть, мы с возрастом становимся сентиментальнее, но отъезд друзей я ощутила ...
Наконец-то Америка получила нового президента. Теперь уж действительно с Новым годом, с новым счастьем! Наш туповатый, но денежный политбомонд сдуру рванул в Штаты на инаугурацию, а попал на Майдан. Смешно до ужаса. Хотя за такое бабло можно и двойное шоу посмотреть. Я, честно говоря, ...
Кадр из фильма «Унесённые ветром» ("Gone With The Wind") Мы бродили с тобою по мокрому городу, тёплый дождик весенний, что с нами ты делаешь… Улыбался Всевышний в косматую бороду, от слезинок чуть влажную, мягкую, белую. Ни машин, ни прохожих… ...