Почему возвращается социализм?
— 05.04.2014Капитализму потребовалось полвека на возвращение
после Великой депрессии. Социализму понадобилось в два раза меньше
времени на возвращение после распада Советского Союза.
Социалистический мэр Нью-Йорка
Билл де Блазио заявил, что его целью является
уничтожение разрыва между бедными и богатыми. Вновь избранный член
муниципального совета Сиэтла, социалистка
Кшама Савант в обращении к своим сторонникам
заявила, что она «с честью носит значок социалиста».
Успешный на левом фланге обозреватель Rolling Stone посвятил свою
колонку призывам к борьбе за государственные гарантии занятости,
универсальный основной доход, коллективизацию частной
собственности, национализацию частных активов и банков.
Вновь распускающиеся побеги марксизма больше не скрываются по
окраинам. И это началось не тогда, когда президент Соединенных
штатов объявил войну с неравенством в доходах своей главной задачей
как главнокомандующего. И даже не тогда, когда лидер сенатского
большинства Гарри Рид заявил, что самая важная проблема, с которой
сталкивается Америка — неравенство в доходах. И не тогда, когда все
прообамовские СМИ заявили о кампании против богатых как о своей
миссии на 2014 год.
Менее 20 лет назад бывший президент США Билл Клинтон накануне
своего переизбрания провозгласил начало «эры большого
правительства». Правда, в 2011 году Клинтон взял свои слова
обратно, признав, что роль правительства заключается в том, чтобы
«дать людям инструменты и создать условия для их максимального
использования в жизни».
Так что же случилось?
Капитализм не смог позаботиться о себе. Еще в 1998 году, вскоре
после того как мир, казалось, пришел к единому выводу о
неэффективности социалистических принципов, экономисты Даниэль
Ергин и Иосиф Станислав писали, что свободному рынку требуется
нечто большее, чем просто успех: ему требуется «легитимность». Но,
говорят Ергин и Станислав, «система, основанная на стремлении к
корысти и прибыли, не может удовлетворить стремление человеческой
души к вере и некоторому высшему смыслу за пределами материализма».
Другими словами, они написали, что в то время как испанские
коммунисты умирали со словом «Сталин» на устах, мало кто умрет,
произнося словосочетание «свободный рынок».
Неспособность опереться на моральную базу обрекла капитализм на
статус вечной резервной копии. В бедности или богатстве, люди
обращаются к социализму; и лишь при отсутствии альтернативы они
принимают свободный рынок. В конце концов, ложь о гарантированной
безопасности гораздо привлекательнее, чем лекции о личной
ответственности.
Так каково же моральное обоснование капитализма? Оно заключается в
признании того, что социализм — это не отличная идея, которую не
удалось осуществить, а действующая философия зла. Он не основан на
альтруизме, а движим алчностью и завистью. Социализм утверждает,
что вы мне обязаны чем-то уже просто потому, что я существую.
Капитализм, напротив, ведет к своего рода реалити — вынужденному
альтруизму: я не хочу тебе помогать, я не в силах тебя полюбить, но
если я не дам тебе товар или услугу, которые ты хочешь, я буду
останусь голодным.
Добровольный обмен является более нравственным, чем насильственное
перераспределение. Социализм нарушает по крайней мере три заповеди
из десяти: ставит правительство на место Бога, узаконивает
воровство и возбуждает алчность. В конце концов, рассуждения о
неравенстве доходов мотивированы не заботой о процветании, а
мелочной злобой. Не будет ли вам все равно, сколько я зарабатываю,
если вы счастливы?
Консерваторы, обсуждая недостатки социализма, говорят о
результатах. Они правы: социализм неэффективен, разрушителен и
тормозит духовное развитие человека. Но они не правы, избегая
моральных аспектов при обсуждении контраста между свободой и
контролем. И именно это, эта особая форма лени, привела к
возвращению социализма, несмотря на то, что мы еще помним
экономический крах стран континентальной Европы, а также миллионы
жертв, убитых во имя этого ложного бога.