Почему упало производство Тесла 3?
artyom_ferrier — 25.10.2017Поскольку в последнее время я увлёкся темой Маска и его машинок — задумался сейчас над одним моментом.
Итак, чуть ли не самая ожидаемая машина года была — Тесла 3. В отличие от «люксовых» моделей S и X, которые в среднем стоят где-то сотку (от 70 до 140 грандов), трёшка, сохраняя многие те же достоинства, позиционировалась в более бюджетном ценовом сегменте, в районе сорока тысяч. Поэтому, конечно, на неё просто немерянно пришло предзаказов, больше 400 000. Причём, не просто предзаказов, а с проплатой «символической» штуки баксов, которая поступает Тесле уже сейчас, и лежит беспроцентно, а машину — человек может и через пару лет получить. Но вот и на таких условиях — люди заказывали.
В серию трёшка пошла в июле, в августе было выпущено где-то 450 единиц, в сентябре планировалось 1200, а на деле — всего-то жалкие 220 машинок.
Это, конечно, вызвало некоторое недоумение и разочарование. Что отразилось и на стоимости акций Теслы. Если в июле, с началом производства трёшки они подскочили до 380, то сейчас откатились до 340. Это всё равно гораздо больше того, что было в начале года (около 200), но просад — есть.
И вот я задумался, в чём может быть причина такого падения производства столь ожидаемой машины, когда, казалось бы, «дело чести» наращивать её выпуск, кровь из носу.
Сам Маск объяснил довольно невнятно, мол, попали в производственное бутылочное горло, недостаточные поставки от смежников.
А сейчас я прикинул, в чём там на самом деле загвоздка. И, кажется понял.
Раньше главной (и в общем-то единственной) проблемой широкого внедрения электрокаров была явно недостаточная автономность, слишком малая ёмкость аккумуляторов.
Сейчас эта проблема в принципе решена более-менее удовлетворительно. У тех же Тесл запас хода — до пятисот километров, большинство людей столько за день не проезжают, а на ночь можно ставить на зарядку, просто воткнув в розетку. При этом — развиваются и технологии быстрой зарядки, создаются соответствующие станции, довольно бурно растут их сети (почему, кстати, Тесла и не вылазит из убытков, несмотря на великолепные продажи её машин — потому что вкладывается по полной в развитие собственной инфраструктуры).
Но достигается эта приемлемая автономность — использованием наиболее эффективных, а потому и довольно дорогих современных литий-ионных аккумуляторов. Собственно, именно аккумуляторная батарея — это и есть самая дорогая часть электрокара. Всё остальное там довольно дешёвое. Электродвигатели вместо гораздо более сложных ДВС, нужды в КПП нет вовсе. А уж электроника да отделка салона — это пренебрежимо дёшево по сравнению с батарейками.
Поэтому смешно слышать, мол, Маск, гад такой, экономит на отделке, у него там сплошной пластик, хотя за такие бабки могла бы быть и натуральная кожа. Могла бы. Без существенного влияния на цену. И была бы - если б Маск сумасшедший был. Но он же ориентируется на свою целевую аудиторию, из которой каждый второй — его анафеме придаст, если ему предложат кататься на коже невинно убиенных зверушек.
Так вот, реальная проблема — это аккумуляторы. Причём, проблема даже не только в их дороговизне, сколько в том, что их производство физически не поспевает за потребностями. Да, оно развивается очень бурно, но одно дело обеспечить батарейками мобильники, планшеты и ноуты, а на машинах — там просто объёмы другие. Очень большой спрос, а литий, за счёт примеси которого и обеспечивается максимальная эффективность — это редкоземельный металл и его добыча — трудный бизнес (и экологически не очень чистый, к слову, но это никого не волнует, поскольку это где-то там, в тех ебенях, где добывают литий, а не в тех райских уголках, где живут поклонники «зелёных» технологий :-) ).
Но эту-то проблему, нехватки аккумуляторов, естественно, можно было заложить в планирование выпуска, чтобы не козырять несбыточными обещаниями.
Однако ж, в том-то и дело, что на момент обнародования планов выпуска трёшки, летом, эти обещания были «сбыточными». Но с тех пор произошло одно немножко непредвиденное событие — и это не срыв поставок смежниками.
Вот есть такая страна, Австралия. Она в целом довольно милая, но последние годы там у власти находятся очень такие «либерально-прогрессивные» ребята. Говоря по-человечески, без их новояза и речекряка — социалисты.
Они там уже провели антиоружейные законы, фактически конфисковав стволы у людей (то же, о чём Демократы мечтают в Штатах) — и конечно же, дико топят за эти новомодные зелёные энергетические технологии. Которые сами по себе, конечно, штука хорошая, перспективная, но когда за их реализацию берутся социалисты — естественно, зачастую получается маразм.
Что до ветровых и солнечных электростанций — их понастроили ударными темпами в огромных количествах, так, что по расчётам должны были перекрывать все потребности. Поэтому, на радостях, посношали угольные станции как «ретроградные» и «позорные».
Но внезапно столкнулись с той проблемой, что солнце иногда светит, а иногда нет. Вот ночью, бывает, не светит. И ветер иногда дует, а иногда нет. Поэтому, каковы бы ни были генерирующие мощности, нужны адекватные аккумуляторы для стабилизации «электрического сальдо». А ими, планируя зелёную энергетику, как-то не озаботились в достаточной мере. Потому что социализм — это учёт.
И в некоторых местностях, особенно в Южной Австралии, возник суровый энергетический кризис. Понадобилось спасать ситуацию. И вот Маск, как икона прогрессивного технологизма, бросился грудью на сию амбразуру. Подрядился за сто дней, до декабря, построить самую крупную аккумуляторную станцию на сто мегаватт-часов.
Причём, из этого контракта тоже устроили пиаровской такое шоу (это уж Маск умеет), будто чисто случайно они пообщались с премьером Южной Австралии в Твиттере, да заключили как бы пари. Что если Маск построит эту станцию за сто дней — получит сто лямов. А если сорвёт сроки — то построит вовсе бесплатно.
И это было в июле, уже после запуска трёшки в серию. А в сентябре — как раз начали строительство в Австралии.
Ну а что такое сто мегаватт-часов? Для сравнения, самые мощные батареи у Теслы — девяносто киловатт-часов. То есть, эта станция — она примерно как сто тысяч автомобилей. А элементы используются те же самые, литий-ионные, производства Гигафэктори (совместное владение Теслы и Панасоника).
Естественно, такой колоссальный «левый» спрос — не мог не ударить по производству машинок, когда в принципе имеется дефицит этих аккумуляторов как таковых. И может, Маск рассчитывал, что удастся докупить у Китая, но китайцы тоже не могут просто взять и из воздуха произвести те аккумуляторы. А тут ещё Шевроле раскручивает выпуск своего Болта, который кушает те же литий-ионные элементы. В общем, вот так и образовалось то «бутылочное горлышко», которое вынудило притормозить производство трёшек, к большому огорчению заказчиков.
Ну и Маск, хотя в принципе честный парень, всё-таки не может сказать им открытым текстом примерно следующее.
«Понимаете, ребят, раз уж мне выпал шанс попиариться на спасении австралийской зелёной энергетики — его я упустить не мог. Но пришлось кое-чем пожертвовать. И пришлось выбирать, чем именно. Но тут выбор невелик. Видите ли, модели S и X мы успешно продаём за сотку и выше, поэтому пришлось временно пожертвовать трёшкой, за которую вы, нищеброды, больше полтоса не дадите. Понимаю, что это, может, не очень хорошо, так поступать с вами, но с другой стороны, если вы готовы были проплатить косарь сразу и ждать свою вожделенную тачилку пару лет — значит, подождёте, никуда не денетесь».
Ну, как-то так. И я думаю, что Маск, конечно, героически и триумфально забабахает в Кенгуряндии своё это «токохранилище», после чего ему там поставят памятник наподобие Колосса Родосского, одной ногой в Сиднее, другой в Мельбурне. После этого — начнёт резко, пуще прежнего, наращивать производство трёшек, поскольку для этого всё готово, проблема была только в аккумуляторах, которые срочно понадобились в другом месте, словит втрое больше хайпа, и к концу года акции Теслы улетят далеко за 400.
То есть, я не подрабатываю инвестиционным консультантов в Инете, я не буду говорить «запомните этот твит» (тем более, что мы не в Твиттере), но — высказываю предположение. А сбудется или нет — поглядим.
|
</> |