Почему у нас нет современного искусства
krylov — 25.02.2012 Если всерьёз, у меня имеется одна претензия к Марату Гельману и его компании. И это совсем не «попил бюджетов».А именно – именно он и его шайка-лейка убила все шансы на появление в России по-настоящему интересного контемпорари-арта.
Начнём с того, что «современное искусство» - это, по существу, издевательство. Во всех смыслах этого слова. Никакого другого смысла в нём нет. Производство красоты как таковой сейчас целиком и полностью отошло дизайнерам и сочинителям шлягеров. Искусство – это искусство глумления.
На Западе глумление вообще составляет одну из основ бытия. Соответственно, там оно достигает неимоверных высот. Но коренится оно всё равно в повседневности, в издёвке над наблюдаемой реальностью, прежде всего социальной. Разумеется, есть вещи, над которыми глумиться нельзя, и это специально выделено («холокост – меньшинства – феминизм», привычно отозвалось эхо). Но всё остальное – пожалуйста, включая политику. «Отсюда всё растёт».
Эта логика работает не только на Западе. В том же «совке» (как внутри СССР, так и вовне) единственным живым проявлением современного искусства стал, разумеется, соц-арт. Глумился он над советскими образами и образАми, хотя, разумеется, не то что до мякотки, но и до живой кожицы советчины он не добирался – так, «плевки на брюки». Но и это было «что-то».
Фантазматическая реальность девяностых и неосовок нулевых, по идее, должны были бы дать настоящий взлёт контемпорари-арта, разумеется, оппозиционного. Ну как ещё изобразить Ельцина (который сам по себе был произведением адского промысла, «чортом») и его камарилью, как не средствами современной скульптуры? Одна такая попытка, кстати, была, и вызвала восторг у вполне себе традиционной по вкусам публики, до того В МАСТЬ оказалось именно «современное искусство», приложенное к подходящему объекту.
А если бы ельцинизм как таковой стал бы ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕМОЙ? Скажем: средненькая такая выставка. Огромный, метров на двадцать в ширину холст «Большой договор с Украиной», собранный из фотографий подписания Брестского Мира. Гипсовая отливка со стены Белого Дома, со следами пуль, под названием «Демократия». Изделия первых кооператоров, которые сами по себе являются произведениями наивного искусства, рядом с конверсионными фаллоимитаторами, на которые было и смотреть-то страшно, не то чтобы в туловище пихать. Перфоманс «Разборка»… И это я говорю о средненькой, банальной выставке, понятной простому народу. Настоящие эстеты оттягивались бы концептуально. Представляю себе ораторию «Чубайс», автор Мирослав Немиров, исполнитель – Псой Короленко, музыка Альфреда Шнитке… Ну а потом путинизм, который стал бы источником лютейшего креатива. Один его знаменитый «план» чего стоил – любой западный контемпорарный художник, случись в доступной ему культурной среде ТАКОЕ, уж непременно оттянулся бы во весь рост.
Вместо всего этого у нас что? Правильно, Гельман. Поставленный на свой пост государством. Который тщательнейшим образом пресекает всё подобное: «этого не надо». А забивает пространство дрянными поделками под западные шестидесятые-семидесятые годы, никому не нужными и неинтересными. Причём подчёркнуто неинтересными. Говно, отфильтрованное до стерильной унылости. Весь же глум идёт исключительно над «русскими темами» - например, над церковью (причём глумятся не над безобразиями, связанными с РПЦ, а над остатками исторически-русских форм, архитектурой, куполами, иконами и т.п.), над остатками старой русской культуры (вплоть до кириллического алфавита, см. «лену хейдис», которая экспонировала русский алфавит из собачьего говна), ну и над русскими национальными чувствами как таковыми – про это была известная выставка «Россия для всех» как апофеоз полукровчатого расизма, с публичным замером кровей бабушек и прадедушек всяких исторических деятелей, ну и с разбросанными по полу фотографиями русских с Манежки, чтобы посетители их топтали. В общем, самая банальная «антифашизьма» путинского разлива, приправленная понятно чем.
Но я смотрю в будущее с оптимизмом. Надеюсь, я доживу до русского национального государства – и когда буду совсем уже старенький, то засяду в какую-нибудь комиссию по грантам для контемпорарных художников. И буду честно и искренне взвешивать, дать ли денег постабстракцистам на монументальную композицию «Монетизация льгот», или всё-таки профсинансировать неошемякинцев, которые предложат поставить на месте рухнувшего торгового центра «Памятник лужковской архитектуре», с фантазиями на тему работ Церетели.
Хотя, возможно, все эти темы к тому времени будут уже неактуальны и неинтересны. Что меня порадует ещё более.
)(
|
</> |