Почему провалился Биробиджанский проект

топ 100 блогов leorer29.07.2021 На самом деле Биробиджанский проект не провалился, а наоборот, преуспел, но для того, чтобы понять, что там произошло, дочитайте этот текст до конца.

Я никогда не был в Биробиджане, и воообще самой восточной точкой, в которой я побывал в бывшем СССР, является Нижний Новгород. Но я очень интересовался Еврейской Автономной областью, собирал материал о ней, общался с людьми оттуда и на определенном этапе своей жизни в Израиле всерьез взвешивал возможность переезда туда. Ситуация вырисовывается следующая.

Согласно статистике, в Еврейской автономной области живет всего полторы тысячи евреев. Однако людей с еврейскими корнями там намного больше. В каждом школьном классе обязательно найдутся свои Рубинштейны, Мерингеры и Златопольские, иногда их будет до трети списочного состава класса. Но вот парадокс - они не евреи, они РУССКИЕ. Они отвергают попытки "вернуть их к еврейскому самосознанию" и не рвутся на проводимые в области фестивали еврейской культуры, а если участвуют в самодеятельности и поют "Хаву Нагилу", они делают это в компании абсолютно русских ребят и девчат своих и соседних дворов, у которых нет никаких еврейских корней.

Реакция на "еврейский этнонациональный компонент" у них примерно такая, как у детей, которых в детстве перекормили рыбьим жиром, на этот продукт - добровольно они никогда не возьмут его в рот, а если возьмут, то только по необходимости, сморщив нос.

Поэт Леонид Корнилов написал стихотворение про девочку-бурятку, спорящую со своей матерью и утверждающую, что она русская:

Всем она на русскую похожа.
Разве можно, если рассудить,
Говорить по-русски, думать – тоже,
А при этом русскою не быть?

Вот и биробиджанские потомки евреев задают себе этот вопрос.

В Биробиджан ехали евреи со всего бывшего СССР. Большинство разъехалось, испугавшись трудностей, но те, что остались, приспособились, абсорбировались, и это закончилось их полной, окончательной и добровольной ассимиляцией, которая произошла тем быстрее, чем больше было попыток развивать и "возрождать" там еврейскую культуру. Даже в самые темные сталинские времена в Биробиджане можно было изучать язык идиш, а в более светлые времена на этом языке выходили газеты и книги, выпускались радиопередачи, но в итоге он оказался никому не нужен.

Такова диалектика. Несмотря на это и даже благодаря этому я считаю Биробиджанский проект самым упущенным шансом советского еврейства. И для того, чтобы понять, как и почему это произошло, я сделаю отступление, нечто вроде лекции "для марсиан" на тему, "кто такие евреи".

-----

Бессмысленно спрашивать, существует Бог или Его нет. Важно то, что идея существования Бога проинсталлирована в человеческом сознании на уровне материнской платы. Человек должен заниматься физкультурой, чистить зубы, регулярно купаться в ванной и верить в Бога. Без этого система перестает нормально функционировать и выходит из строя. Известно, что на войне, в бою атеистов нет, но есть и много других жизненных ситуаций, в которых быть атеистом затруднительно.

Если есть потребность, то должны быть и люди, удовлетворяющие эту потребность - священнослужители. Они есть у всех или почти у всех народов. Они служат своим народам так же, как служат им зубные врачи, сапожники, портные, держатели овощных лавок.

У евреев не так. По мнению большинства ученых, один умный человек, скорее всего пророк Иеремия, автор книги и плача по Иерусалиму его имени, незадолго до Вавилонского плена написал либо Пятикнижие целиком, либо четыре книги Пятикнижия. Этот человек принадлежал к касте храмовых священников, и созданная им теологическая система должна была обеспечить эту касту самым качественным мясом и хлебами, главной потребительной стоимостью в то время, и сделать ее доминирующей в обществе. Иеремия был гением. В его системе не священнослужители служили народу, а народ существовал ради благоденствия касты храмовых священнослужителей. Главной обязанностью члена конгрегации было не "посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка", как у всех остальных народов, а обеспечить безбедное существование касте изучающих Учение и изучать Учение самому. Базисные основы бытия были поставлены с ног на голову.

Потомки храмовых священников больше всего боялись нормализации своей паствы, и поэтому противопоставляли ее народам, среди которых она жила, и пропагандировали ненависть к этим народам. Со временем оказалось, что евреи - идеальный человеческий материал для наполнения личного состава колониальных администраций, потому что они не испытвали ненужную симпатию к управляемым и не солидаризировались с ними.

Когда наступила эра национальных государств в Европе, евреи оказались крайними, и это закончилось Катастрофой. Я написал об этом в пространной статье "Формирование, развитие и перспективы общества и политической системы Израиля".

Евреи никогда не были нацией в полном смысле слова на протяжении всей своей истории. Они были экономической кастой и идеологической сектой (тем, что Игорь Шафаревич назвал словами "Малый народ" в своей великой статье "Русофобия"), но предпочитали называть себя нацией и представлять себя миру как нацию. Ленин это понимал и говорил, что "евреи всё еще каста, а не нация", но большевики сделают из них нормальную социалистическую нацию.

И большевики приступили к этой работе. Флагманским кораблем их работы был Биробиджан. Но когда проект был реализован, оказалось, что у тех, кто оказался вовлеченным в его орбиту, нет никаких причин сохранять свою еврейскую идентичность.

Ицхак Бабель писал в книге "Конармия", что еврей, научившийся скакать на коне и махать шашкой, перестает быть евреем и становится казаком. Точно так же еврей, ставший рабочим или крестьянином на своей земле, становится нормальным сыном этой земли, в данном случае русским. Это не чисто еврейская проблема. Гуманитарная интеллигенция народов Поволжья давно озабочена проблемой сохранения этих народов. Мордвины, марийцы, коми, даже татары забывают родные языки, не хотят их изучать и не имеют никаких причин считать себя таковыми, а не нормальными русскими людьми. "Разве можно, если рассудить, говорить по-русски, думать – тоже, а при этом русскими не быть?"

-----

А теперь перейдем к современному Израилю. В Израиле идет аналогичный процесс. Светскому еврею Израиля, родившемуся и выросшему здесь, работающему в промышленности или сфере услуг, нет никакого смысла позиционировать себя в качестве "еврея". Он израильтянин - говорит на еврейском языке, живет в пространстве еврейской культуры, отмечает вместе со всей страной еврейские праздники, но национально озабоченные сограждане постоянно муссируют тему его "ассимиляции". Хотя, казалось бы, как может француз ассимилироваться во Франции, а немец в Германии? Бред какой-то. Но то, что происходит - это не ассимиляция, а исраэлизация. Формируется нормальная израильская гражданская нация, но при этом сословие священнослужителей, посвящающих себя изучению Учения и не желающих заниматься производительным трудом, оказывается совершенно лишним и не участвует в процессе. Отсюда раздающиеся из этой среды вопли.

Израильский еврей, оказавшийся, к примеру, в Канаде и осевший там, ничем не отличается от грека или итальянца. Жаботинский, помнится, мечтал о том, чтобы евреи стали нормальной средиземноморской нацией, "как итальянцы". Ну вот мы ей и стали, и слава Богу. Сионизм победил и преуспел, но, как и в Биробиджане, этот успех оказался лишь промежуточной ступенью в процессе деевреизации израильтян.

В пасхальной Агаде есть известная притча про четырех сыновей. Второй сын, задающийся вопросом "а какого хрена я должен продолжать находиться в составе вашей касты", назван там злодеем, хотя он никого не убил, не изнасиловал и не ограбил. Он просто позволил себе усомниться в необходимости происходящего церемониального действия. Агада советует не спорить со "злодеем", потому что возразить ему по существу нечего, а пример может оказаться заразительным. Гораздо проще общаться с третьим сыном - "наивным" и с четвертым, "не умеющим задавать вопросы". Их можно индоктринировать, и им можно вешать на уши любую лапшу. Они снимут эту лапшу с ушей и с удовольствием ее съедят.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Никто, кроме бабушки, не должен воспитывать ребенка. Мать нужна для того, чтобы рожать. Редьярд Кипплинг Соглашаться или нет с данной фразой известного человека - это дело исключительно каждого человека.В  Лично я считаю, что сколько ...
https://novayagazeta.ru/articles/2021/12/25/odnazhdy-mirozdanie-ego-sprosilo-a-ne-posidet-li-vam-v-lefortovo «Страх их всех уже куполом накрыл» Обращает на себя внимание, что, когда эти ученые оказываются под арестом, коллеги их не защищают. Почему нет солидарности среди ученых? ...
Здравствуйте,уважаемые девушки. Помогите,мне,пожалуйста,советом и добрым словом. Дело в том,что я поджариваюсь на психологическом медленном огне.Мне 26 лет, пытаемся с мужем завести ребенка уже год.Из выясненного - инсулинорезистентность,как следствие - поликистоз яичников,отсутствие овул ...
Много спрашивают и вот я собралась рассказать, как провела первые четыре дня. Но сначала хочу сказать ОГРОМНОЕ спасибо моим родителям, без которых поездка могла не состояться. Сначала я попросила, чтобы Алина пожила у них это время (в загородном доме), потом у нас не получилось взять Яшку ...
Это полный провал российской дипломатии. Министра иностранных дел России Лаврова отказались слушать представители практически всех стран, членов совета ООН по правам человека. Они демонстративно покинули зал заседаний. Такого единодушного презрения к Лаврову и к нашей стране еще не ...