Почему провалился Биробиджанский проект
leorer — 29.07.2021 На самом деле Биробиджанский проект не провалился, а наоборот, преуспел, но для того, чтобы понять, что там произошло, дочитайте этот текст до конца.Я никогда не был в Биробиджане, и воообще самой восточной точкой, в которой я побывал в бывшем СССР, является Нижний Новгород. Но я очень интересовался Еврейской Автономной областью, собирал материал о ней, общался с людьми оттуда и на определенном этапе своей жизни в Израиле всерьез взвешивал возможность переезда туда. Ситуация вырисовывается следующая.
Согласно статистике, в Еврейской автономной области живет всего полторы тысячи евреев. Однако людей с еврейскими корнями там намного больше. В каждом школьном классе обязательно найдутся свои Рубинштейны, Мерингеры и Златопольские, иногда их будет до трети списочного состава класса. Но вот парадокс - они не евреи, они РУССКИЕ. Они отвергают попытки "вернуть их к еврейскому самосознанию" и не рвутся на проводимые в области фестивали еврейской культуры, а если участвуют в самодеятельности и поют "Хаву Нагилу", они делают это в компании абсолютно русских ребят и девчат своих и соседних дворов, у которых нет никаких еврейских корней.
Реакция на "еврейский этнонациональный компонент" у них примерно такая, как у детей, которых в детстве перекормили рыбьим жиром, на этот продукт - добровольно они никогда не возьмут его в рот, а если возьмут, то только по необходимости, сморщив нос.
Поэт Леонид Корнилов написал стихотворение про девочку-бурятку, спорящую со своей матерью и утверждающую, что она русская:
Всем она на русскую похожа.
Разве можно, если рассудить,
Говорить по-русски, думать – тоже,
А при этом русскою не быть?
Вот и биробиджанские потомки евреев задают себе этот вопрос.
В Биробиджан ехали евреи со всего бывшего СССР. Большинство разъехалось, испугавшись трудностей, но те, что остались, приспособились, абсорбировались, и это закончилось их полной, окончательной и добровольной ассимиляцией, которая произошла тем быстрее, чем больше было попыток развивать и "возрождать" там еврейскую культуру. Даже в самые темные сталинские времена в Биробиджане можно было изучать язык идиш, а в более светлые времена на этом языке выходили газеты и книги, выпускались радиопередачи, но в итоге он оказался никому не нужен.
Такова диалектика. Несмотря на это и даже благодаря этому я считаю Биробиджанский проект самым упущенным шансом советского еврейства. И для того, чтобы понять, как и почему это произошло, я сделаю отступление, нечто вроде лекции "для марсиан" на тему, "кто такие евреи".
-----
Бессмысленно спрашивать, существует Бог или Его нет. Важно то, что идея существования Бога проинсталлирована в человеческом сознании на уровне материнской платы. Человек должен заниматься физкультурой, чистить зубы, регулярно купаться в ванной и верить в Бога. Без этого система перестает нормально функционировать и выходит из строя. Известно, что на войне, в бою атеистов нет, но есть и много других жизненных ситуаций, в которых быть атеистом затруднительно.
Если есть потребность, то должны быть и люди, удовлетворяющие эту потребность - священнослужители. Они есть у всех или почти у всех народов. Они служат своим народам так же, как служат им зубные врачи, сапожники, портные, держатели овощных лавок.
У евреев не так. По мнению большинства ученых, один умный человек, скорее всего пророк Иеремия, автор книги и плача по Иерусалиму его имени, незадолго до Вавилонского плена написал либо Пятикнижие целиком, либо четыре книги Пятикнижия. Этот человек принадлежал к касте храмовых священников, и созданная им теологическая система должна была обеспечить эту касту самым качественным мясом и хлебами, главной потребительной стоимостью в то время, и сделать ее доминирующей в обществе. Иеремия был гением. В его системе не священнослужители служили народу, а народ существовал ради благоденствия касты храмовых священнослужителей. Главной обязанностью члена конгрегации было не "посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка", как у всех остальных народов, а обеспечить безбедное существование касте изучающих Учение и изучать Учение самому. Базисные основы бытия были поставлены с ног на голову.
Потомки храмовых священников больше всего боялись нормализации своей паствы, и поэтому противопоставляли ее народам, среди которых она жила, и пропагандировали ненависть к этим народам. Со временем оказалось, что евреи - идеальный человеческий материал для наполнения личного состава колониальных администраций, потому что они не испытвали ненужную симпатию к управляемым и не солидаризировались с ними.
Когда наступила эра национальных государств в Европе, евреи оказались крайними, и это закончилось Катастрофой. Я написал об этом в пространной статье "Формирование, развитие и перспективы общества и политической системы Израиля".
Евреи никогда не были нацией в полном смысле слова на протяжении всей своей истории. Они были экономической кастой и идеологической сектой (тем, что Игорь Шафаревич назвал словами "Малый народ" в своей великой статье "Русофобия"), но предпочитали называть себя нацией и представлять себя миру как нацию. Ленин это понимал и говорил, что "евреи всё еще каста, а не нация", но большевики сделают из них нормальную социалистическую нацию.
И большевики приступили к этой работе. Флагманским кораблем их работы был Биробиджан. Но когда проект был реализован, оказалось, что у тех, кто оказался вовлеченным в его орбиту, нет никаких причин сохранять свою еврейскую идентичность.
Ицхак Бабель писал в книге "Конармия", что еврей, научившийся скакать на коне и махать шашкой, перестает быть евреем и становится казаком. Точно так же еврей, ставший рабочим или крестьянином на своей земле, становится нормальным сыном этой земли, в данном случае русским. Это не чисто еврейская проблема. Гуманитарная интеллигенция народов Поволжья давно озабочена проблемой сохранения этих народов. Мордвины, марийцы, коми, даже татары забывают родные языки, не хотят их изучать и не имеют никаких причин считать себя таковыми, а не нормальными русскими людьми. "Разве можно, если рассудить, говорить по-русски, думать – тоже, а при этом русскими не быть?"
-----
А теперь перейдем к современному Израилю. В Израиле идет аналогичный процесс. Светскому еврею Израиля, родившемуся и выросшему здесь, работающему в промышленности или сфере услуг, нет никакого смысла позиционировать себя в качестве "еврея". Он израильтянин - говорит на еврейском языке, живет в пространстве еврейской культуры, отмечает вместе со всей страной еврейские праздники, но национально озабоченные сограждане постоянно муссируют тему его "ассимиляции". Хотя, казалось бы, как может француз ассимилироваться во Франции, а немец в Германии? Бред какой-то. Но то, что происходит - это не ассимиляция, а исраэлизация. Формируется нормальная израильская гражданская нация, но при этом сословие священнослужителей, посвящающих себя изучению Учения и не желающих заниматься производительным трудом, оказывается совершенно лишним и не участвует в процессе. Отсюда раздающиеся из этой среды вопли.
Израильский еврей, оказавшийся, к примеру, в Канаде и осевший там, ничем не отличается от грека или итальянца. Жаботинский, помнится, мечтал о том, чтобы евреи стали нормальной средиземноморской нацией, "как итальянцы". Ну вот мы ей и стали, и слава Богу. Сионизм победил и преуспел, но, как и в Биробиджане, этот успех оказался лишь промежуточной ступенью в процессе деевреизации израильтян.
В пасхальной Агаде есть известная притча про четырех сыновей. Второй сын, задающийся вопросом "а какого хрена я должен продолжать находиться в составе вашей касты", назван там злодеем, хотя он никого не убил, не изнасиловал и не ограбил. Он просто позволил себе усомниться в необходимости происходящего церемониального действия. Агада советует не спорить со "злодеем", потому что возразить ему по существу нечего, а пример может оказаться заразительным. Гораздо проще общаться с третьим сыном - "наивным" и с четвертым, "не умеющим задавать вопросы". Их можно индоктринировать, и им можно вешать на уши любую лапшу. Они снимут эту лапшу с ушей и с удовольствием ее съедят.
|
</> |