ПОЧЕМУ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО НЕ ЛЮБИТ СВОИХ ЖУРНАЛИСТОВ, А АМЕРИКАНСКОЕ СВОИХ — ЛЮБИТ?

топ 100 блогов v_tretyakov21.02.2010 Теги: Меньшов Сегодня хочу выполнить обещание, данное несколько месяцев назад. А именно: назвать десять лучших отечественных фильмов о журналистах.
Хочу выполнить, но не могу. Ибо так и не вспомнил не то что десяти, но и пяти таких фильмов. Так что десяти лучших просто не может быть.
Какая-то, видимо, странная ревность у отечественных режиссеров и сценаристов к журналистам. Эта профессия просто игнорировалась советским кинематографом.
Вспомнил только три фильма, где главными героями были журналисты. Это, естественно, двухсерийная лента Сергея Герасимова «Журналист». Фактически вообще единственная серьезная, где и главный герой журналист, и сюжет построен на основе его профессиональной судьбы.
Довольно часто журналисты появлялись в военных фильмах. Один фильм даже полностью был посвящен работе фронтовых журналистов. Если не ошибаюсь, назывался он «На семи ветрах». Но и в этом фильме было больше о войне, чем о данной профессии.
(Мне напомнили еще "20 дней без войны" Германа. Я его упустил. Но это опять из серии фильмов о войне, о профессии там мало. И Герман снял фильм об отце, которого боготворил. То есть общую тенденцию нелюбви режиссеров к журналистам этот фильм не рушит.)
И третий фильм, где один из главных героев журналист - «Дайте жалобную книгу». Правда, это уже комедия, хоть и лирическая. Образ журналиста там положительный.
Но, как правило, журналисты в отечественном кино показывались в эпизодах, в основном в комедиях, а если и не в комедиях — то все равно комически или сатирически. Например, придурковатый радиорепортер в «Бриллиантовой руке». Тоже радиорепортер-халтурщик в классической сцене «Мы на полевом стане» в «Дело было в Пеньково». Такой же халтурщик, но фотокорреспондент в «Большой семье» («Журбины»).
Словом, не любили советские режиссеры журналистов. То ли было за что, то ли ревновали, как я уже сказал. Кстати, странно, что якобы всемогущая советская киноцензура позволяла показывать этот «боевой отряд партии» главным образом пародийно.
При этом интересно, что в советских фильмах о западной жизни были представлены журналисты и как негативные типы, и как позитивные. А вот отечественную прессу наше кино не жаловало.
Явно не ровно дышит к отечественным журналистам Владимир Меньшов. Главный идиот и мерзавец в его «Москве, слезам не верящей» - телеоператор. Причем отдал эту роль Меньшов актеру Васильеву, тому самому, который и создал практически единственный позитивный и пафосный образ журналиста в одноименном фильме Герасимова. Будто специально хотел уничтожить симпатичного Алябьева-покорителя женских сердец.
А в «перестроечном» фильме Меньшова «Гнев богов» мерзавцами являются и муж главной героини — советский писатель, и журналист с Иновещания. А отдает свою душу и свое тело героиня этого фильма, естественно, западному журналисту. Естественно, французскому.
Был еще какой-то фильм о пограничниках, где Вера Глаголева играла роль фотокорреспондента. Но этот фильм вообще слабенький.
Вот собственно и всё, что можно вспомнить.
Итак, выводы. Собственно журналисту посвящен всего один фильм. Профессия нигде толком не показывается, а если и показывается, то в основном пародийно, сатирически или негативно. Что прямо противоречило установкам КПСС о роли печати в советском обществе. Таким образом, советские журналисты относились к советским кинематографистам гораздо лучше, чем последние к журналистам.
Западных и особенно американских фильмов о журналистах, редакциях, телекомпаниях — множество. Все названия я ни упомнить, ни перечислить не могу. Почти во всех политических фильмах журналисты являются героями второго или третьего плана. Как положительный человеческий и общественный тип журналисты показываются очень часто. Американский кинематограф любит американских журналистов. Хотя и продажных показывает. Но чаще они правдолюбцы.

В антисоветский период развития нашего кино появились сериалы о жизни редакций, но ни один из них я выдержать даже в объеме одной серии не мог. Посему судить не могу. Ну и во многих уголовных сериалах журналисты как проходные герои присутствуют. Как правило, насколько я понял, в качестве мерзавцев.

ЗЫ. Пересказать свой ночной разговор с Игорем Родионовым не могу. Много места потребует. И главное — он все потом пересказал в своих интервью. После того, как покинул пост министра обороны.
Давнее обещание написать о запонках тоже пока выполнить не могу. «Морально тяжело». Последние четыре месяца вынужден обходиться без этого любимого аксессуара. И даже не купил ни одной пары. К запонкам вернусь ближе к лету. Как только надену первую пару на себя.

Во вчерашнем посте я неправильно назвал должность главы Питера. Правильно не мэр, а губернатор.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Непонятно мне, за что Кадыров проклинает Сталина, когда он сам действует совершено сталинскими методами: депортирует тех, кто ему неугоден и сжигает дома родственников террористов. Я не то, что его осуждаю за такие традиционные для родоплеменных народов обычаи, я просто недоумеваю - ведь ...
Сегодня ему исполнилось бы 88 ...
Предисловие: До начала использования данных средств у меня были тонкие темные волосы хорошей густоты. Была небольшая проблема сечения волос. Окрашивание раз в 1.5-2 месяца. Волосы были в достаточной мере увлажненными, нормальными, и единственное ...
Есть у меня одна зависимость. Если нужно поработать, вне стен работы, иду в кафе. Дома не могу. Даже тексты для ЖЖ, в основном были написаны в кафе. А какие у вас зависимости? ...
В тот момент, когда люди здороваются и говорят друг другу «добрый день», то чаще всего такое приветствие имеет чисто ритуальное значение. Но иногда оно обретает смысл. Это когда назвать обычный сегодняшний день добрым, по  сравнению с ожидаемым прогнозом ухудшения ситуации на завтраш ...