Почему общественный транспорт называют транспортом для бедных?
probok_net — 11.01.2012В нашей стране (впрочем не только в нашей), сложилось
представление об общественном транспорте (ОТ) как о транспорте для
бедных (пенсионеров, малоимущих и т.д.). Особенно это относится к
наземному общественному ОТ (автобус, троллейбус и трамвай).
Почему? Чтобы ответить на это вопрос надо кратко пробежаться
по истории ОТ в Москве.
Как передвигались люди по городу до появления общественного
транспорта? В основном пешком. Те у кого были деньги ездили на
личном транспорте (кареты, брички, сани и т. д.) или брали
такси извозчика. Еще до
появления общественного, личный транспорт уже занял
привилегированное положение.
Хотя первые виды общественного транспорта появились в Москве еще
в XIX веке (омнибусы, конка а потом и трамвай), настоящий расцвет
ОТ пришелся на годы советской власти. Вот уж когда общественное
преобладало над личным! Общественный транспорт - для всех
членов общества. Вершиной развития ОТ в Москве, несомненно,
является метрополитен. Он создавался как архитектурный
памятник. Первые станции – настоящее произведение искусства!
В таком общественном транспорте пассажир никогда не почувствует
себя человеком второго сорта. Но наземный ОТ, и в советское время,
был далек от совершенства. Вспомните всем известные моменты
фильма "Операция Ы" (1965 год), автобус-то переполненный!
Поэтому многие наши граждане мечтали пересесть из ненавистного ОТ в личный транспорт. Вспомните, автомобиль занимал второе место в советской мечте-триаде: квартира, машина, дача (дача идет на третьем месте, так как за город комфортнее ездить на автомобиле, а не на электричке). Забавно, что для многих советская мечта воплотилась в жизнь только после исчезновения социалистической системы.
Автомобили, получившие массовое распространение в девяностые годы, выявили всю неидеальность транспортной системы города Москвы. Метро, к сожалению, охватывает далеко не все районы Москвы, а города-спутники и подавно. Наземный ОТ ходит и ходил (в светлое советское время тоже) неудовлетворительно. Интервалы движения, не в час пик, достигают по 15-20 минут, а на некоторых маршрутах и больше. Получается, что автобусом пользуются те, кто может позволить себе потратить время на его ожидание (как правило - это пожилые люди, им спешить некуда). Добавьте к этому бесплатный проезд для пенсионеров, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Вот так и получилось, что автобус (троллейбус, трамвай ) стал транспортом для бедных. А от наземного ОТ, репутация транспорта для малоимущих, перешла и к метрополитену. Между прочим, ситуацию с наземным ОТ сильно улучшили маршрутки (при всех их изъянах). Но они же и выявили все недостатки автобусов. Маршрутки ходят чаще и более комфортнее чем автобус, поскольку в маршрутке пассажиры сидят, а не стоят (или висят на поручнях) сдавленные со всех сторон.
Однако подход к ОТ, как к транспорту для малоимущих себя уже
изжил. Автомобиль могут позволить себе купить очень многие (в
Москве около 4 миллионов автомобилей). Но передвигаться на машинах
могут уже не все! На всех дорог в мегаполисе не хватит.
Строительство новых дорог ситуацию не спасает (хотя, новые дорог
строить надо), об этом свидетельствует опыт зарубежных мегаполисов.
Выход из транспортного коллапса - скорейшее развитие ОТ. Но, об
этом в следующий(ие) раз(ы).