рейтинг блогов

Почему Минск не Нью Йорк

топ 100 блогов veter_r_r09.01.2013

Нью-Йорк. Город, который воплощает великую американскую мечту™ в глазах всего мира. Огромный мегаполис, средоточение мирового зла людей, машин, денег. Люди, побывавшие там, вернувшись в наш тихий провинциальный Минск, навсегда в глазах хранят тихую грусть, потому что там-то они видели настоящую жизнь, где все кипит, бурлит, а тут тихо, спокойно, ни машин, ни людей.
Нью Йорк
Поэтому казалось бы, что может быть абсурднее сравнения Минска с Нью-Йорком.. Но я все-таки попробую. Да, разумеется, если мы будем брать абсолютные числа, сравнивать невозможно. Особенно по ВВП на душу населения. Но если брать числа относительные, то сюрпризы ой, как возможны.
Давайте только сразу оговорим условия: субурбию не берем. Просто потому что для Минска такого понятия нет. Минск четко обрывается за МКАДом, оставляя только пятна в виде Уручья, Шабанов и культового района Зеленый Бор. И эти районы точно так же обрываются на своей границе, не имея переходной малоэтажной застройки, которая тянется километрами, представляя собой совершенно иной уклад жизни. Поэтому для сравнения будем брать только так называемый "сити". Чтобы казалось еще абсурднее.

Так вот, сити представляет собой концентрат мегаполиса. Выжимку из урбанизации. Предел, за которым начинается уже совсем Бомбей и Мехико (то есть города заведомо непригодные для жизни). В нем проживает 8 миллионов 175 тысяч человек. Еще около 20% от работающего населения ежедневно прибывает из ближайших к городу округов. Чтобы как-то обеспечивать эту толпу народа транспортом, в городе есть метро, автобусы, разнообразные виды электричек, такси, кроме того у граждан в наличии имеется не только огнестрельное оружие, чтобы уменьшать количество себе подобных, но и личный автотранспорт. И количество этого автотранспорта поражает воображение. В Нью-Йорк Сити зарегистрировано 1,7 миллиона личных автомобилей! Впечатляет, правда? Кроме того, в сити имеется 5900 автобусов 13 тысяч "желтых" такси и еще примерно 30 тысяч разнообразных таксиподобных машин (например лимузинов с почасовой оплатой).


Страшная цифра, верно? Остается только добавить, что площадь Нью-Йорк Сити составляет 724 квадратных километра (без учета водных просторов). Итого на квадратный километр приходится 10,4 тысячи человек и 2,3 тысячи автомобилей. Что же касается обеспеченности людей транспортом, то если мы примем население сити за 9 миллионов (с учетом понаехавших приезжих работников), то получим 0,18 автомобиля на человека. С автобусами чуть сложнее. Дело в том, что согласно статистике большинство нью-йоркцев до работы добирается на метро, а автобусами пользуется лишь 12%. Но при этом это все равно почти 2 миллионам поездок в день (!). То есть один автобус обслуживает примерно 330 человек в день. Ну и наконец на тысячу человек приходится всего-то 1.4 автомобиля такси. Что и неудивительно. По все той же статистике, лишь 1% жителей Нью-Йорка добирается на такси на работу. При этом если мы возьмем случайную картинку нью-йоркской улицы, то добрая треть транспорта -- это как раз такси. Используются они там на полную катушку. Стоимость лицензии такова, что не допускает возможности простоя. На одной машине работает несколько водителей посменно. Поэтому все машины практически постоянно в городе и готовы принять пассажиров.
нью-йоркское такси


Чем же порадует нас Минск? Минск, конечно, поменьше. 1 миллион 904 тысячи человек, компактно расположившиеся на 308 квадратных километрах площади. В собственности у граждан (внимание!) 800 тысяч машин, в городе имеется 5600 машин такси, 1600 автобусов, 140 трамваев 1012 троллейбусов (условно 2750 единиц общего состава). Ежедневно в транспорте "отмечается" 2.2 миллиона пассажиров. Из них примерно треть в метро, остальные же (около 1,4 миллиона) в наземном транспорте. В среднем минском автобусе (или троллейбусе) ежедневно бывает 580 человек. А на тысячу потенциальных пассажиров приходится 2,9 автомобиля такси (в два раза больше чем в Нью-Йорке, представляете?!). Я вот только не берусь сказать, почему же в минском трафике не преобладают такси. Нет этому разумных объяснений.


Давайте же теперь как-то придем к общему знаменателю. И выясним, например, что на квадратный километр в Минске приходится 6183 человека и 2500 машин. То есть внезапно, если по плотности населения мы Нью-Йорк еще не догоняем, то по количеству машин на площадь уже (!) обошли. Ну и верно, у нас аж 0,42 автомобиля на человека. То есть в два раза больше чем на среднего жителя Нью-Йорк Сити. Для честности надо сказать, что если брать "большой" Нью-Йорк с пригородными округами, то в нем соотношение машин и людей будет уже более похоже на наше. Но там совершенно другими будут уже площади. Ну и перемещаться между округами на общественном транспорте проблематично. Хотя жители субурбии, работающие в Нью-Йорке с удовольствием пользуются поездами и автобусами. Тем более что система транспорта, расписание, пересадки продуманы, организованы и позволяют экономить время и деньги.


Для примера, возьмем округ Гудзон. Всего-то через пролив от Манхэттена. Там расположен Джерси сити. Крупный, урбанизированный город. Практически город-спутник Нью-Йорка. Сей округ занимает 120 квадратных километров площади. В нем проживает 634 тысячи человек, которые совместными усилиями владеют 214 тысячами транспортных средств. То есть 5280 человек и 1780 машин на квадратный километр (куда им до Минска-то!) ну и 0,33 автомобиля на человека. Цифры уже сравнимые, но Минск опять-таки впереди.


Вообще для чего я этот разговор затеял. Да просто когда я регулярнее, чем мне хотелось бы, поднимаю тему перенасыщенности Минска машинами, мне столь же регулярно возражают, дескать надо просто строить больше дорог и парковок и все будет хорошо. На что у меня есть один единственный вопрос всегда: а в каком крупном городе мира удалось построить нужное количество дорог и парковок, чтобы каждый житель мог пользоваться личным транспортом не в ущерб другим?


И ведь дело даже не в деньгах, которых у нас нет на полноценное дорожное строительство и планирование. В Нью-Йорке или Лос-Анжелесе они были. Но и тот и другой город в итоге уперлись в банальную нехватку площадей. Современный город -- это комбинация из дорог, домов, площадей, торговых центров, спортплощадок, собачьих площадок, школ, церквей, парков и еще сотен различных зон, которые все претендуют на свою площадь. И отдать всю территорию под парковки и дороги просто невозможно, для этого придется отказываться от всех остальных территорий. Останутся только дома и парковки между ними. Хотя иногда мне кажется, что так и выглядит простое белорусское счастье.


Так вот о чем я, в Нью-Йорке денег хватало, но город упорно стоял в пробках. Несмотря на миллиардные вложения, несравнимо более плотную дорожную сетку, продуманную планировку и в целом более хорошие дороги. Но если вы сейчас возьмете гугл.мапс и посмотрите там слой пробок для Нью-Йорка, то как правило он будет закрашен красивым зеленым цветом даже в час пик (а час пик для Нью-Йорка это минимум шесть часов!). Как им удалось этого добиться? Нет, не строительством еще большего количества дорог, а административным ограничением количества машин. Страховка на машину стоит дорого, парковка стоит очень дорого, въезд и парковка в центре стоят безумно дорого. Штрафы астрономически дорого. Результат? На Манхэттене (да, деловой центр мира) всего 6% деловых поездок совершаются на личном транспорте. Арендный транспорт, такси и общественный транспорт привозят и увозят воротил Уолл Стрита на их рабочие места. И им не западло, представляете?


Поэтому когда кто-то начинает рассказывать, что а вот в Нью-Йорке.. надо просто отдавать себе отчет, что количество машин в Нью-Йорке на единицу площади меньше чем в Минске. При этом Нью-Йорк прошел автомобилизацию намного раньше нас, у них были десятилетия на то чтобы освоить наше количество машин. И как результат: подавляющее большинство нью-йоркцев ездит общественным транспортом. Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что чтобы вместить нынешнее количество машин в Минске, нам нужны сравнимые с Нью-Йорком денежные затраты. На паркинги, совершенно новую сетку дорог (да-да, сетку, а не порванную паутину, как сейчас), плоскостные и подземные стоянки и так далее и так далее. Какие деньги и сколько времени на это требуется, страшно даже представить.


Но если хотя бы математически наши транспортные проблемы решаемы (хотя и сложно), то вот менять мышление людей будет куда сложнее.
количество машин на семью


Люблю американцев за то, что умеют наглядно представлять любые числа. На карте количество машин на "домохозяйство". Как известно, в минске нынче в среднем уже по одной машине на семью. Куда уж до нашего благосостояния Нью-Йорку. Это благословенное соотношение выполняется только на окраинах города. А в самых центральных районах хорошо если каждая четвертая семья владеет машиной. К слову, для Америки в целом это нехарактерно. Обычно в каждой семье есть машина, а то и две. Но это средняя Америка, живущая в одноэтажных домах в городках, разбросанных на ее окраинах. А все крупные города идут к той же картине, что и в Нью-Йорке. Чем крупнее город, тем меньше относительное количество машин.


И если мы хотим сохранить относительный комфорт жизни в Минске, то к этому надо будет придти и нам. И ориентироваться не на Москву с ее вечными пробками, парковкой на тротуарах в два ряда и дикими ДТП, а на тот же Нью-Йорк с жесткими ограничениями, но зато без пробок, с местом на улицах не только для машин, но и для людей. При этом надо понимать, что тот же Нью-Йорк это не город для комфортной жизни. Это урбанизированный муравейник для тусовок, заколачивания бабла, перенасыщенный бетоном, людьми и машинами. И наш тихий Минск уже сегодня по плотности людей и машин достиг этого уровня. В идеале, конечно, было бы не сгонять такое количество людей в Минск, но увы.. это уже совсем фантастические проекты.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Подброшу немного рукопожатности и неполживости. Программа "Форума Свободной России", где лучшие умы думают о том, как привести Россию к свету демократии. Среди приглашенных в Вилюнюс экспертов по демократии - покойный журналист Аркадий Бабченко, человек похижий на юриста Марк Фейгин, а ...
Это письмо очень длинное. Я его разбирать не буду, разбирайте вы, кому не лень читать. За такой длиной писем сразу виден эгоцентризм авторов. Я письма такой длины чаще всего сразу удаляю. Поэтому, если вы однажды написали мне очень длинное письмо, скорее всего я и не в курсе, о чем там ...
Протестировал на собственном опыте, сегодня прилетел в Китайскую Республику, чтобы попасть в легендарный оригинальный ресторан Din Tai Fung, с которого всё и начиналось. Это то место ради которого стоит купить билет и прилететь даже на один день. Сам уже был в двух ресторанах в ОАЭ ...
Неожиданно вспомнила, что у меня вообще ЖЖ есть. Точнее как, вспомнила, планировала свой тюлене- отпуск, ленивенько сёрфила информацию и наткнулась в гугле на собственные же каракули. Ничего не поделаешь, придётся писать здесь что-нибудь  Во- первых,у меня радость. Мы наконец-то (Ну ...
Позвонил Джону, все чики-пуки. Русское крестьянство должно внедриться во все социальные сети. Разбанили http://www.facebook.com/spulers Хотя мне пох, не разбанили бы и ладно, не помер бы. Но а так приятно. Быстро решили вопрос. Молодцы ...