Почему арабы не любили негров

топ 100 блогов vl_sokolov26.03.2020

До принятия ислама арабы не считали себя одним народом. Их патриотизм был местного характера  и не выходил за рамки рода или клана  – какого-нибудь бану тамим, который всю жизнь воевал с бану мудар. Только после того, как пророк Мухаммед объединил все бедуинские племена под знаменем Аллаха, они осознали себя отдельной нацией, и притом нацией великой. Аравийским кочевникам очень нравилось, что посланник Бога – араб, данный им как избранному народу.

Почему арабы не любили негров

С этого времени ислам и национализм арабов составляли одно целое. Прежде, чем вторгнуться в чужое государство, мусульмане предлагали на выбор: или принять ислам и стать равными с ними; или подчиниться им и платить дань, сохранив свою веру. В раннем халифате считалось, что принявший ислам сам становится арабом (так же, как принявший иудаизм – евреем). Новый мусульманин входил в какой-нибудь родовой клан как его мавла, то есть клиент. 

Но этот мусульманский интернационал декларировался больше на словах. На практике арабы никогда не упускали случая подчеркнуть свое превосходство. По мнению арабов, выше всех шли они сами, потом персы, а потом – все остальные. К мавлам — принявшим веру инородцам — относились пренебрежительно или с откровенным презрением. Мавлей считали людьми второго сорта, с ними не заключали браки, их всегда сажали на последнем месте. Арабы говорили: «Только три вещи могут испортить молитву – осел, собака и мавла». Над персами, не умевшими произносить арабские слова, – а именно ими был написан Коран, – потешались. 

Губошлепы

То же самое относилось и к людям другой расы. Во время завоевания Египта византийцы удивлялись, видя среди арабов чернокожих, а те с гордостью отвечали, что у них нет предрассудков насчет цвета кожи: все они братья по исламу. Действительно, чернокожий мог достичь даже высшей власти: скажем, абиссинский евнух Кафур при Фатимидах правил всем Египтом. 

Почему арабы не любили негров

Но «на бытовом уровне» у арабов существовало предубеждение против черных. Черный цвет ассоциировался с чем-то дурным, темным, злым. Еще в домусульманской Аравии поэт Антара противопоставлял светлокожих воинов своего племени – «чистых, сияющих белизной» – их смуглым врагам «с лицами,  черными, как закопченные бока котлов». Черный для араба – это раб, а властелину больше пристала белизна. Большинство аббасидских халифов действительно были белокожи, поскольку их матерями были наложницы византийки и славянки.

При случае раздраженный араб вполне мог указать на характерную негроидную внешность суданца или абиссинца, обозвав его «губастым». Того же Кафура поэт аль-Мутанабби назвал «жалким евнухом, губы которого занимают половину тела». В сказках «1001 ночи» неверная жена изменяла герою не с кем-нибудь, а с чернокожим рабом, верхняя губа которого была как одеяло, а нижняя губа – как башмак, свисающий чуть не до земли. Делалось это для большего эффекта, чтобы подчеркнут ужас и отвращение мужа, для которого измена с черным, да еще невольником, – предел падения. 

Рабы черные и белые

Пренебрежительное отношение к черной расе сказывалась даже в ценах на рабов. Африканские пленники, которых доставляли из Нубии и Судана, ценились намного ниже белых: самая дорогая нубийка стоила 300 динаров, а обычная белая рабыня – от 1000 динаров.  Покупатели жаловались, что негритянские женщины небрежны, с потными подмышками и шершавой кожей, и не любят работать, хотя очень сильны. Зато они умеют прекрасно танцевать: если негр падает с неба на землю, писал арабский автор, то даже падает он в такт. 

Почему арабы не любили негров

В отношении к рабам ислам официально проповедовал мягкость и гуманность, особенно к мусульманам. В Коране было сказано: «Все верующие – братья», – а в народе ходила поговорка: «Будь другом своему рабу и рабом своему другу». В похвалу человеку говорили: «Он никогда не бил раба». Невольников часто освобождали по завещанию, другие сами выкупались на свободу, причем делали это в рассрочку, каждый день выдавая хозяину часть заработанных денег. Ребенок, родившийся от свободного и рабыни, считался свободным, а его мать становилась свободной после смерти хозяина. 

Но ни гуманность, ни доброе отношение к «братьям» не мешали хозяевам нещадно эксплуатировать рабов и подвергать их жестоким наказаниям. Особенно тяжело приходилось тем африканцам, которых отправляли работать на плантациях и держали в невыносимых условиях, моря голодом и истязая за любую провинность. 

Именно чернокожие рабы из восточной Африки — занджи — подняли самое кровавое восстание в истории ислама, которое едва не погубило халифат. Но об этом я расскажу в следующих постах. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сегодня даже самый наивный школьник не поверит, что за юбилейный рубль можно получить новый автомобиль, а килограмм засушенных комаров способен существенно повысить уровень личного благосостояния. А вот в СССР верили. «Упражнение» для каратистов Пик популярности каратэ в Советско ...
Около 25% обвинительных приговоров по коррупционным делам в 2010 году было вынесено в отношении сотрудников здравоохранительных учреждений. Председатель ВС РФ отметил, что в основном размер взятки в прошлом году составлял от 500 до 10000 рублей. ...
Недавно у меня возникло желание что-нибудь изменить в себе, рассматривала все варианты – от перекрасить волосы до подкачать губы. Волосы я в последний раз красила лет 8 назад и порядком их тогда испортила, убивать их еще раз не хотела, так что решила рассматривать эту идею в последнюю оче ...
Вчера мой ЖЖ изволил баловать.Сама по себе изменилась кодировочка и взамен таких милых буковок выводились на экран корявые крокозяблы. И все предыдущие записи тоже прикинулись крокозяблами. И лента друзей тоже была вся в крокозяблах.Муж чуть ...
Первый врач в космосе. Космонавт номер 13. Первый полёт в группе и…без скафандров. Единственный космонавт, кто так и не вступил в Отряд Космонавтов. Любимец и любитель женщин. Страстный гонщик на автомобилях и мотоциклах. Космонавт, который улетел при Хрущёве, а приземлился при ...