Почему антипрививочники такие упертые: разговор с израильским психоаналитиком
natali_ya — 23.10.2021 Как случилось, что противники вакцинации от вполне легитимных сомнений, связанных с прививками от коронавируса, перешли к лишенным всякой логики теориям заговора? Об этом - интервью с клиническим психологом и психоаналитиком доктором Йоси Триестом.Митинг антипрививочников в Тель-Авиве, август 2021 года.
(Фото: AFP)
История скончавшегося 13 сентября идеолога израильских антипрививочников Хая Шаулиана продолжает волновать людей. Даже на смертном одре он не отказался от своих убеждений. Но смерть Шаулиана от осложнений коронавирусной инфекции не оказала никакого влияния на его сторонников. Некоторые из них даже обвинили власти в намеренной ликвидации своего гуру.
— Я ничего не могу сказать конкретно о Шаулиане, поскольку не был лично знаком с ним. Но если вы хотите понять, каким образом люди приходят к подобным убеждениям, вы должны исходить из того, что иррациональная вера в заговоры и тайные силы присуща человеческому мышлению. Человек иррационален по своей природе. Наше мышление подвержено влиянию эмоций, желаний, страхов, тревог и пережитых душевных травм, порой не осознаваемых. Все это, разумеется, давно известно. И это относится не только к тому, как мы воспринимаем эпидемию. Логическое мышление вообще опирается на эмоциональный фундамент. Логика и эмоции естественным образом сосуществуют в нашей голове.
— Но ведь подобная тревожность присуща всем людям, а не отдельным персонам?
— Верно. Однако большинство из нас не воспримут это как подлинное тревожное расстройство. Некоторым это покажется обычным стрессом, у других проявится в виде чрезмерной веселости. Часто тревожные расстройства нами просто не осознаются. Описываемое состояние также нередко проявляется в виде резкой поляризации мнений — за и против. Люди вступают в конфликт — как внутренний, так и внешний.
— Почему так происходит?
— В периоды потрясений человек зачастую отказывается от самостоятельного мышления и полагается на "мудрость толпы". Мы живем в мире, где превалирует массовое мышление, с невероятной эффективностью распространяемое с помощью современных технологий и социальных сетей. Люди формируют эмоционально комфортные для них группы. При этом постоянно растет разрыв между "своими" и "чужими". Люди в таких группах склонны верить в удобные для них иррациональные идеи, далекие от реальности. Они отдают предпочтение эмоциональному, а не рациональному видению мира. В последние годы социальные сети фактически узаконили инфантильное поведение взрослых людей. Многие ведут себя, как малые дети, полагая, что если громко постучат ножками, их требования будут удовлетворены и проблема исчезнет.
— Но противники вакцинации выдвигают немало рациональных доводов в защиту своей позиции?
— Следует отметить: само по себе утверждение, что прививка может быть опасной, не является нерациональным. Известны случаи, когда лицензированные препараты причиняли вред. Вопрос в том, каким образом вы пришли именно к такому выводу, какими данными вы оперируете, на каких фактах основываются ваши утверждения. Тот, кто заявляет о категорическом отказе делать прививку, априори игнорирует главный вопрос, который должен беспокоить его больше всего: опаснее ли прививка самого заболевания.
Тот, кто говорит: "Я боюсь прививаться" — боится неизвестных побочных явлений вакцины больше, чем известных угроз, исходящих от коронавируса. Речь идет об эмоциональной, а не о рациональной реакции на вакцинацию.
— Антипрививочники приводят разные факты, которые, как они утверждают, поддерживают их подход.
— Верно. Поэтому все, что остается, — это проверка сведений, на которые они опираются. Насколько серьезны источники этой информации. До тех пор пока обе стороны используют подлинные научные аргументы, спор легитимен.
— И все же это не объясняет распространение параноидальных теорий о том, что с помощью вакцин людей чипируют.
— Массовое (групповое) мышление, движимое тревогой, порождает много агрессии и ненависти. Динамика массового мышления с легкостью становится параноидальной. Оно игнорирует факты и рациональные доводы, создавая воображаемую уверенность там, где неопределенность невыносима для человеческого сознания.
Когда возникает паранойя, любой, кто заставляет меня сделать прививку, делает это по своим собственным мотивам — и его мотивы скрыты.
— Печально. Можно ли таких людей вообще в чем-либо убедить?
— Восстановить готовность людей мыслить рационально, опираясь на научное знание, могут лишь авторитетные лидеры. Нужны эксперты, которым люди доверяют, нужны руководители, которые укрепляют доверие к экспертным инстанциям.
Если говорить коротко, невозможно изменить мышление толпы посредством "аргументов и фактов". Но можно направить его в разумное русло руководством, сочетающим сохранение рамок закона с подключением профессиональных инстанций. Только это способно сформировать у масс людей баланс между эмоциями и логикой.
Подробности на иврите читайте здесь.
Перевод: Гай Франкович