По поводу "запретного искусства"

топ 100 блогов erm_kontinent10.07.2010 Начать с того, что к актуальному искусству я отношусь довольно скептически (как и ко многому в современной культуре), делая исключение для некоторых художников-неоклассиков. Скажем, идеи и оценки Максима Кантора из мало кем прочитанного романа «Учебник рисования» я готов разделить практически целиком.
Но все-таки сужу это искусство по законам, которые им для себя назначены. А не по ГК или УК. Работы с выставки лично меня совсем не впечатляют. Но вот и я уже пишу про них, а сколько уже написано, сказано, сколько вокруг шума. Это означает, что в принципе перед нами живое искусство, к чему и стремились авторы. Искусство-полуфабрикат, искусство-повод, искусство, выходящее в жизнь, провоцирующее на живую реакцию, которая уже и сама входит в смысловой состав произведения.
Другое дело, что настоящие актуальные художники, вероятно, должны идти до конца и соглашаться со всеми последствиями восприятия их творчества как с законным завершением и увенчанием их шедевров. Если они создают искусство, за которое приговаривают к лагерям, то так тому и быть.
Но я не вправе требовать такого от, может быть, талантливых, но слабых, негениальных людей (слабых, потому как ни один из них не выразил готовности принять последствия своего художественного жеста, своей творческой инициативы; негениальных по той же причине). Вообще современный художник часто человек не более ответственный, чем рядовой обыватель в нашем обществе минимизированной ответственности. Увы.
Здесь вопрос о гуманности социума, о толерантности, о понимании того, что современное искусство при всей его провокативности (и благодаря ей) играет необходимую роль, активизируя духовные процессы в весьма вялом и часто примитивном сознании современного российского общества. Скажем, побуждая кого-то заново оценить свой религиозный опыт. И т.д.
У нас нет общественного мнения, но художник его волей-неволей создает. Правда, получается, что мнение это (пока?) в основном довольно дикое и варварское. В том числе мнение религиозных неофитов, которые слабо отличают истину Христа от актуального арт-послания.
Отдельный вопрос – место сакрального символа, иконописной цитаты в соц-арте. Во-первых, от этого символа обычно остается лишенная сакральной значимости, абсолютно посюсторонняя составляющая, чистый знак. Но знак чего-то абсолютного, являющегося точкой отсчета, что в соединении с актуальными реалиями создает пространство рефлексии. Во-вторых, это актуальное социальное искусство, контекстуально сращенное с сознанием современного общества, сознанием его сотворящей аудитории, в итоге это искусство не о Боге, а о вибрациях духовного опыта современного человека. Тем оно и интересно, хотя лично меня оно скорее огорчает - в контексте общей огорченности творческим выбором современного художника - медиатора, провокатора, а не смыслотворца.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрела интервью с Корбаном. ( Зам Бени). Грамотный мужик, что уж там. Очень, знаете ли, любопытно. Хоть он и озвучивает типа свои мысли. Но можно считать, что тоже самое сказал бы и Беня. Интересные моменты выбрала специально для вас: Вот он рассказывает, что Украина – это  ху ...
День-тюлень из-за спины. Проснулся в не очень хорошем состоянии.  На все дела забил, почти на все. Вылил воду из уличных бачков, свернул шланг, немного пылесосил дома. Включил обогрев трубы «водопровода» от скважины до дома.  Ходил гулять без собаки. ...
Занимаюсь воспитательным процессом. Ко мне должна была придти знакомая с ребенком. Говорю Кате,придет девочка, ты ее займи, пока взрослые будут разговаривать. Фыркает, зачем мне какие-то девочки, что я с ней буду делать,мне не о чем с ней говорить, ...
Политолог Сергей Марков: Владимир Путин собирается ехать на празднование 70 летия высадки союзников во Франции. Но, думаю не надо ему туда ехать, потому что судя по наглости действий НАТО в Украине, есть угроза силового захвата Президента России. На международные законы они давно уже м ...
Древесина, камень, глина — основа основ. Это  стена старого дома. Конечно это  уже не дом — остов. Но стены ещё стоят. Где росли эти деревья, что  стали  венцами ...