По поводу мифа о прекрасной советской школе

топ 100 блогов matholimp03.02.2023 Ещё начиная с середины 1970-х годов я много писал о последствиях разрыва между обучением и воспитанием в тогда ещё советской школе. Важно, что если учитель сознательно не планирует свою воспитательную работу на уроках (а именно на уроки приходится львиная доля времени общения педагога с учениками), то воспитание подменяется антивоспитанием.
Массу наглядных примеров антивоспитания дали конкурсные учебники, пришедшие на смену провалившейся реформе школьного курса математики под руководством академика А.Н.Колмогорова. В частности, я показывал на примере учебника геометрии Л.С.Атанасяна и др., как методические просчёты авторов приводят к воспитанию лицемерия. В учебнике были чертежи, подписи под которыми утверждали, что на них якобы можно увидеть. На самом же деле, при внимательном рассмотрении видно было прямо противоположное. Тем самым учеников систематически приучали говорить слова, не соответствующие фактам и смыслу.
Но чтобы разумно планировать воспитательную работу, нужно чётко понимать цели обучения и воспитания. В советские годы с этим было просто, так как они фактически декларировались на государственном уровне. Исходя из этих деклараций я и попытался построить образцовые курсы и планы уроков школьной математики и информатики.
Не успел я закончить ту работу, как СССР развалился. Новая страна демонстративно отказалась от советской системы ценностей, но ничего внятного взамен не предложила. На протяжении долгих лет образование публично называли услугой. Это подразумевало, что цели определяет заказчик (прежде всего, родители ребёнка). Тем самым единое понимание целей обучения и воспитания вообще исчезло.
В 1990-х годах зарплаты учителей в России оказались значительно ниже средних по своим регионам. Это привело к массовому уходу из школ сильных учителей, на смену которым часто приходили безграмотные и безответственные халтурщики. Именно те, кто в чисто профессиональном плане ничего собой не представляет, легко соглашались на грязные дела в составе избирательных комиссий (и не только). Я предвидел катастрофические последствия воспитания «поколения ненависти» такими учителями, но меня в те годы почти никто не хотел слушать.
Один из моих учеников Сергей Евгеньевич Рукшин стал народным учителем России, а недавно вошёл в состав СПЧ. Он также известен как один из наиболее громких противников преобразований в российской школе. Я согласен с Рукшиным в его оценке пагубности этих изменений. Но категорически не согласен с ним в оценке достижений советской школы.
В 1977-81 годах в статусе ответственного за стажировку выпускников Петрозаводского университета я успел побывать на уроках во многих школах Карелии. А в 1985-86 годах я работал методистом областного ИУУ в Иванове и получил представление о состоянии школ ещё одного региона. В обоих регионах я обнаружил поразительную разницу между показушным фасадом советской системы образования и её убогим массовым уровнем.
Сегодня Рукшин выложил ролик https://vk.com/video9635879_456239329 «Подоляка — не о войне». Его автор восхищается ЧВК «Вагнер» и проводит параллели с утраченными методиками А.С.Макаренко.
Соблазн «простых решений» крайне опасен. Ярким примером «простого решения» служит коммунизм. В нашей стране эта затея провалилась дважды: в формате военного коммунизма ещё в 1919 году, а в формате застойного коммунизма «с человеческим лицом» — в 1991.
Педагогическая система Макаренко — родная сестра экономической системы ГУЛАГа. В обоих случаях простота решения позволяет добиться быстрого видимого эффекта. Но при этом в обоих случаях строительство ведётся на негодном фундаменте, что в итоге приводит к неизбежности обрушения.
Советская система образования пыталась копировать немецкую. Как часто бывает при копировании, заимствование внешних признаков сопровождалось утратой главного. Главной целью немецкой системы образования было названо укрепление государства и его мощи. Сразу же нужно заметить, что у немцев тоже вышло довольно скверно: Германия проиграла обе мировые войны. Итоговое достижение советской системы образования — крушение СССР в 1991 году. Именно оно и есть единственно верная оценка качества самой системы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям», – заявил журналистам Виталий Милонов после участия в крестном ходе в поддержку передачи собора Русской православной церкви. ...
01.1950. Восточный Берлин. Витрина магазина «ХO» на Штреземанштрассе, где жители Западного Берлина также могут делать покупки «без предъявления удостоверения личности» 02. 1952. Очередь покупателей перед мясной лавкой «ХO» в Восточном Берлине. В витрине магазина пропагандистский ...
Эйса Гонсалес в субботу на улицах Лос-Фелиса. ...
Как известно любому мыслящему человеку, прогресс на этой планете остановился, а космос просрали, сменяв на фанерные табуретки и гламурные гаджеты. Вот и новостные ленты доставляют доказательств этого. Сегодня в 11:00 по Москве в Институте медико-биологических проблем РАН стартовал экспери ...
Всем привет. Есть корпоративная CMS. И усё было хорошо до тех пор, пока количество юзеров не выросло до 100000, и всё стало безбожно тормозить. Профилирование показала, что Postgres не справляется с нагрузками. Два пути решения - memcached и репликация будут ...