По поводу инцидента в КПЛ...
kalakazo — 10.12.2022 Архимандрит Cyril Hovorun:«В украинском сегменте Фейсбука развернулась неожиданно острая дискуссия по поводу инцидента в КПЛ, когда во время празднования 32-летия архиерейской хиротонии митр. Онуфрия разлили чашу с Дарами. Многие аффилированные с ПЦУ комментаторы тут же бросились комментировать этот инцидент как знак свыше и смертельный грех, символизирующий управленческие ошибки Онуфрия (от молчаливой поддержки коллаборационализма до хиротонии клирика, подозреваемого в мужеложестве).
Тем самым они обнаружили довольно высокую концентрацию магического сознания в этой церковной структуре, сопоставимую с концентрацией такого же сознания в конкурирующей структуре УПЦ. Там тоже для защиты собственной правоты часто приводят магические аргументы. Например, ее спикер о. Николай Данилевич прославился цитатами из снов своих прихожанок про то, как последователи ПЦУ горят в аду. Однако самым ярким представителем магического богословия в УПЦ является митр. Вышгородский и Чернобыльский Павел. Он известен креативностью в наложении проклятий и прочем шаманизме. Тем не менее, в эпизоде с пролитием Даров он был неожиданно рационален. Говорят, первой его реакцией были слова "Ничего страшного! Ничего страшного!"
Этот инцидент и реакции на него стали свидетельством не столько даже наличия магизма в сознании украинских верующих (его достаточно в любых религиозных группах), сколько политической инструментализации этого магизма. Когда это ему политически или экономически выгодно, митр. Павел шаманит, а когда нет - проявляет себя как рационалист. Так и в ПЦУ, когда это выгодно - там высмеивают действительно смешные аргументы о. Данилевича или совсем не смешные объяснения митр. Онуфрия по поводу Голодомора (катюзі по заслузі), которые в чистом виде отражают его магическое мировоззрение. А когда можно уязвить митр. Онуфрия - то приводят аргументы из его собственного арсенала (говорят, его ответом на слова митр. Павла по поводу пролитых Даров было: "Как это ничего страшного?"). Например, архиеп. Евстратий, обычно довольно рациональный, вдруг заговорил заклинательным языком митр. Павла.
Магизм в этих и других эпизодах в том, что люди оказываются виновными в том, чего они не злоумышляли. Точнее, кара за какие-то другие индивидуальные или коллективные, воображаемые или реальные, проступки приходит к ним в виде непрямых и символических инцидентов. Именно таким образом магическое сознание совсем недавно интерпретировало заболевание ковидом (это, мол, наказание за грехи и недостаточную веру), тем самым виктимизируя заболевших.
И УПЦ и ПЦУ, увы, используют приемы "боевой магии", то есть мобилизации аргументов, апеллирующих к магическому сознанию. И делают это они с одной целью - чтобы не допустить сближения друг с другом. Потому что христианских, немагических аргументов для этого нет».
отсюда
|
</> |