По поводу больших компаний
vitus_wagner — 05.04.2011 Почему-то при обсуждении либерализации законодательства в интересахмалого бизнеса многие комментаторы сразу подняли шум "Ах, это убъет
большие компании, а без них мы пропадем". Причем в качестве примера
больших компаний приводили Газпром и РЖД.
Никто не привел совершенно железный аргумент "А вот РАО ЕЭС поделили на
много кмелких компаний, и сразу на Новый Год куча народу без света
осталась".
Хотя автор исходного поста (равно как и alexkuklin,
ссылающийся на опыт Болгарии), совершенно не против больших компаний.
Большие компании все равно будут возникать, потому что людям свойственно
объединять усилия, а бизнесам свойственно развидваться.
Вон "Филлипс" вырос из маленькой фабрики по производству электролампочек
в провинциальном голландском городе Эйндховене. Ну не хватило компании
в какой-то момент местного голландского рынка для роста, вылезла на
международныЙ.
Если рассмотреть, скажем американский IT рынок, то мы увидим что на нем
прекрасно сосуществуют и компании со столетней историей вроде IBM, и
компании, которые еще 20 лет назад были гаражными стартапами вроед
Google.
Так что рынок, благоприятствующий малому бизнесу, большому бизнесу не
мешает совершенно.
Тем не менее, подумавши, я пришел к выводу что у переживающих за судьбы
РЖД, Газпрома и прочих "Перекрестков" в случае либерализации законов,
резон есть.
Я на протяжении 20 лет наблюдаю, как мелкие автоперевозчики выдавливают
РЖД из пассажиро- и грузоперевозок по маршруту
Москва-Селижарово-Осташков и обратно.
Когда мы 20 лет назад покупали дом, идея поехать туда на автобусе почти
не обсуждалась. Поезд - намного удобнее. В нем можно спать, в нем можно
походить по вагону, размять ноги, он идет в более удобное время.
Тогда поезд ходил каждые сутки, а автобус по-моему раз в неделю.
Сейчас поезд ходит три раза в неделю, и постоянно оказываается
полупустым (хотя с билетами бывают проблемы).
А автобусы ходят два раза в сутки, да по четыре автобуса разом (если в сезон).
Хотя в автобусе надо непрерывно сидеть, и тратить на поездку дневное
время, вместо того чтобы спокойно спать в поезде ночью.
И вообще я в этом автобусе устаю сильнее, чем проехав всю дорогу за
рулем.
Но тем не менее автобусы отбирают пассажиров у поезда. Почему? А потому
что ни расписание, ни система торговли билетами не ориентирована на
пассажиров. РЖД просто не обращает внимания на эти второстепенные
направления. Впрочем, и на первостепенных-то направлениях, вроде
Москва-Питер она скоро уже начнет по всем параметрам проигрывать
авиакомпаниями. И РЖД не одна такая.
Когда выясняется что в Москве билет на городской автобус стоит дороже,
чем проезд по тому же маршруту на маршрутке, что делает мэр? Не
увольняет нафиг начальника Мосгортранса и не разгоняет бюрократов,
прожирающих эти лишние три рубля с каждой поездки, а надавливает на
маршруточников чтобы те подняли цены.
Постсоветские большие компании, унаследовавшие от СССР большие куски
инфраструктуры - это что-то особенное. Они ухитряются проигрывать
конкуренцию мелкому и среднему бизнесу даже в условиях современного
законодательства всячески этому бизнесу мешающего. Поэтому либерализация
законодательства их точно убъет.
|
</> |