по человеческим ориентирам

Ротов озадачился.
– Ну и размах у вас. С такими требованиями вы замуж быстро не выскочите.
– Провались все пропадом, – ответила Ириша.
(Юрий Мамлеев, «Другой»)
... почему у него все эти духовные люди такие мерзостные?Ну, с точки зрения «нормального человека», человека ограниченной духовности. Неужели это лишь художественный прием, чтобы подчеркнуть «инаковость», вселить не зависть к этой духовности, а скорее отвращение. Или если тягу, то такую — порочную. Никакой тишины и благости. Ни чистоты, ни кротости. Неистовство, пучина греха, грязь. Образ может быть понятен — семя тоже бросают в унавоженную землю и поливают ее невесть чем. А потом раз — и золотой колос. Но у Мамлеева этот золотой колос так на сцене и не появляется. Это похоже на то, как жители навоза видят только лопнувшее перепревшее зерно, а зеленый росток и тем более колос из-под земли увидеть нельзя никак. Да и показался бы жителям навоза золотой колос прекрасным? Все это выглядит логичным, но входит в противоречие с принципом построения добра. Может оно и строится из зла, но «детали» этого добра, его стадии должны быть добрыми. Не может быть хорошей картины, если она раз за разом проходит через стадии уродства. И набросок должен быть точен, и подмалевок правильным, и финальными деталями, финальной точкой нужно все не испортить. Если вся эта мерзость нужна лишь для того, чтобы подчеркнуть неожиданность и пугающие сторону иного («другого»), то это как бы too much. Дело имеем с людьми, и двигаться нужно по человеческим ориентирам. Или нет? Хочется сыграть в адвоката Мамлеева, да не получается. Кажется, можно принять, что его герои движутся к некой «духовности». Но лучше бы они к ней не двигались. Даже эти маги древности у Кастанеды не вызывают особой симпатии, и их деятельность не кажется осмысленной. Хотя они выглядят гораздо милее мамлеевских упырей. Все эти духовные поиски напоминают чтение по диагонали очень сложного, емкого и красивого текста. От того, что ты, не разобравшись в первом абзаце, стремительно долистаешь (со многими издержками в нравственном и даже «энергетическом» плане) до середины тома толка же никакого. «Расшатать» просто, выстроить почти невозможно. Разве что то, что само растет, при этом шатается. Так наверно бывает. Какой-нибудь Достоевский например.
|
</> |