Письмо Мартина Скорсезе своей дочери
irinaagafonova — 16.01.2014 Паганини: скрипач дьявола, биографический фильм о великом скрипаче, который я хотела посмотреть, в прокате тихо прополз мимо, промелкнул на каких-то мелких отдалённых площадках.Недоумевающей мне был задан вопрос: а ты разве не читала письмо Мартина Скорсезе своей дочери, в котором он описывает будущее кино:
"в будущем ты будешь видеть все меньше и меньше того, что мы считаем кино, в мультиплексах, и все больше – в небольших кинотеатрах, в интернете, и, думаю, в таких местах и в таких условиях, которые я не могу предвидеть"
Будущее Мартина Скорсезе уже наступило, надо зафиксировать это в собственном сознании и не искать кино в мультплексах, представляющих собой площадки для аудиовизуального развлечения и не имеющих отношения к искусству кинематографии.
Да что я! Мне же прислали перевод письма Мартина Скорсезе своей дочери:
Дорогая Франческа!
Я пишу тебе о будущем. Я смотрю на него через призму моего мира, через
кинематографический объектив, который был центром этого мира.
В последние годы я понял, что представление о кинематографе – то, с которым я вырос, которое присутствует в фильмах, что я тебе показывал, бытовавшее в те времена, когда я начал снимать кино, - изживает себя. Я не говорю об уже снятых картинах. Я имею в виду те, что еще будут сняты.
Я не хочу впадать в отчаяние. Я пишу эти строки не с чувством поражения. Напротив, я считаю, тебя ждет светлое будущее.
Мы всегда знали, что кино – это бизнес, и что искусство кинематографа появилось благодаря тому, что на нем можно зарабатывать. Ни у кого из нас не было иллюзий на этот счет, когда мы начинали работать в 60-е и 70-е. Мы знали, что придется потрудиться для того, чтобы защитить то, что мы любим. Мы знали, что будут и непростые времена. И думаю, мы в какой-то степени понимали, что, возможно, придет время, когда все непредсказуемое, все, что создает трудности, будет сведено к минимуму, а может быть, исчезнет вовсе. Что самое непредсказуемое? Кино. И люди, которые его снимают.
Я не хочу повторять все то, что столь многие до меня уже говорили и писали обо всех изменениях в бизнесе. Меня радуют исключения из общей тенденции в нынешнем кинематографе: Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэны, Джеймс Грей и Пол Томас Андерсон, которым удается снимать свои фильмы. Пол не только снял "Мастера" на 70 мм пленке, но и показал свой фильм в нескольких городах именно в этом формате. Все, кому кино небезразлично, должны испытывать благодарность.
И мне приятно, что есть те, кто продолжает снимать картины во всем мире: во Франции, Южной Корее, Англии, Японии, Африке. Это становится все сложнее, но они снимают фильмы.
Я не думаю, что впадаю в пессимизм, когда говорю, что искусство кинематографа и кинобизнес сейчас на распутье. Аудио-визуальное развлечение и то, что мы привыкли называть кино – то, что создается личностями – встало на разные пути развития. Скорее всего, в будущем ты будешь видеть все меньше и меньше того, что мы считаем кино, в мультиплексах, и все больше – в небольших кинотеатрах, в интернете, и, думаю, в таких местах и в таких условиях, которые я не могу предвидеть.
Так почему же будущее будет светлым? Потому что впервые в истории фильмы действительно можно снимать за небольшие деньги. Когда я рос, об этом даже не слышали. Малобюджетные фильмы всегда были исключением, а не правилом. Теперь все наоборот.Можно получить прекрасное изображение при помощи недорогой камеры. Можно писать звук. Можно монтировать и делать коррекцию цвета в домашних условиях. Все это стало реальностью.
Но при всей шумихе вокруг кинооборудования и технологий, совершивших революцию в производстве фильмов, нельзя забывать о главном: не технологии снимают фильм, фильм снимаешь ты. Взять камеру и начать снимать, а затем смонтировать в программеFinal Cut Pro– несложно. Снять фильм – тот, что тебе нужно снять – совсем другое дело. Здесь нет коротких путей.
Если бы Джон Кассаветис, мой друг и учитель, был сегодня жив, он, безусловно, пользовался бы всем современным оборудованием. Но он говорил бы то, что повторял всегда: надо полностью посвящать себя работе, надо отдавать себя всецело, и надо охранять тот импульс, который и привел тебя в кинематограф. Надо защищать его собственной жизнью. Раньше, поскольку снимать фильмы было дорого, мы боролись против выхолащивания и компромиссов. В будущем тебе придется бороться кое с чем другим: не поддаваться соблазну плыть по течению и пустить фильм на самотек.
Это касается не только кино. В жизни вообще нет коротких путей. Я не говорю, что все должно быть сложным. Я говорю, что голос, который воодушевляет тебя, должен быть твоим – это внутренний свет, как его называют квакеры.
Это ты. Это правда.
Со всей моей любовью,
Папа
|
</> |