ПИСЬМО ДРУГУ. ПРИГЛАШЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГ
Сообщество "ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ" — 11.07.2011Ну, вот, дружище, белые ночи в Петербурге сошли на нет, а ты так
и не приехал полюбоваться на эту красоту!
Жаль, конечно, но не всё потеряно: Питер хорош всегда. Так что
собирайся, покупай билет - и вперёд!
По причине пенсионного возраста ты вряд ли выберешь
путешествие самолётом. А поезда из твоих краёв прибывают в северную
столицу через Москву. Значит, встречать тебя мне, видимо, придётся
на Московском вокзале. Пока ты готовишься к поездке, давай-ка я
тебя немного познакомлю с ним.
Это монументальное здание расположилось вдоль всей площади
Восстания.За более чем полтора века к нему так привыкли, что порой
не замечают его строгой красоты. А замечать есть что.Фасад
центральной части вокзала оформлен двумя ярусами колонн коринфского
ордера. В самом центре - двухъярусная башня с часами. Когда стоишь
в пробке на Лиговском проспекте, очень удобно отсчитывать убегающее
время, поглядывая на эти часы : их видно достаточно далеко.
Для подъезда к перронам устроены двое ворот,
перекрытых единым навесом: в середине Х!Х века к железнодорожным
путям подъезжали, а не подходили! Дорогой пользовался в основном не
простой люд. А для императорской фамилии и вовсе был устроен
флигель, изолированный от остального пространства вокзала.И вот что
ещё интересно: первый начальник вокзала Н.И. Миклуха жил в
квартире, находившейся в здании вокзала, так сказать, без отрыва от
рабочего места.
Через век после постройки Московского вокзала - в 1950 -52
годах - по проекту архитектора В.И. Кузнецова были перестроены
интерьеры здания. Так что пройдя от крытого перрона в Большой зал,
ты увидишь вполне современную обстановку: магазинчики вдоль
стен,небольшие кафе, вход в метро прямо из здания вокзала
В центре зала памятник Петру 1. На строгой колонне -
бюст в торжественном облачении. Чёрный лабрадор, бронза - всё, как
полагается для царственной особы.
Выход из вокзала - на площадь Восстания.Её имя - в
честь февральской революции 1917 года.
(когда-то она была Знаменской по имени стоявшей здесь
церкви).В центре площади обелиск, прославляющий город-герой
Ленинград.А напротив вокзала - гостиница "Октябрьская", тоже бывшая
когда-то Знаменской.
Автор проекта вокзала - академик архитектуры Константин
Андреевич Тон.По его задумке, два вокзала - Московский в Петербурге
и Ленинградский в Москве - выглядят братьями-близнецами.
Кстати, К.А.Тон имел отношение к строительсву ещё одного
вокзала Санкт- Петербурга, Витебского.У этого сооружения богатая
история! Он звался поочерёдно Санкт-Петербургским,
Царскосельским,Вокзалом Московско-Виндаво-Рыбинской железной
дороги, Детскосельским...
Именно от Витебского вокзала отошел 30 октября 1837 года
первый в России поезд! Макет этого поезда с паровозом "Проворный"
стоит сейчас в специальном стеклянном павильоне.
Поначалу здание было деревянным. То каменное, которое
спроектировал академик Тон, появилось в 1851 году.Потом вокзал ещё
раз перестраивался, а в начале ХХ века и вовсе был разобран. Так
что здание, которое мы видим сегодня,- постройки 1904
года.Это одно из первых в России общественных зданий в стиле
"модерн".В его архитектуре академик С.А. Бржозовский использовал
много металла.Парадный вход украшен гербами Петербурга и Витебска.
На стенах - лепные панно,окрашенные под цвет старой бронзы. На них
- голова Меркурия, бога торговли и путешествий, и неизменные
женские головки. Широченная парадная лестница с мраморными
перилами,просторные залы.Высота гигантского вестибюля - более 20
метров.
Но ты к этому вокзалу не приедешь: он для пассажиров из Молдавии,
Украины, Белоруссии.
Конечно, в Петербурге не два вокзала. Ну, самый, пожалуй,
знаменитый - Финляндский. Ему чуть более века: построен в 1870 году
в связи с открытием железной дороги Рихимяки - Петербург. На это
вокзал, как ты знаешь, прибыл в апреле 1917 г.из эмиграции В.И.
Ленин и выступил здесь со своими Апрельскими тезисами. На площади
перед вокзалом - памятник, связанный с этим событием: Ленин на
броневике. Наверное, ты слышал, что какие-то вандалы попробовали
взорвать памятник. Глупо! Как бы мы сейчас ни относились к Ленину,
он часть нашей истории. А на историю замахиваться - себе
дороже.
У перронов Финляндского под прозрачным колпаком - старинный
паровоз. Это подарок правительства Финляндии в память поездок
Ленина на территории Суоми.
Ну, и конечно при вокзале был специальный павильон для царской
семьи, отгороженный от всего остального люда.
Есть ещё Балтийский вокзал.Его построили в связи с открытием
железнодорожной ветки от столицы до Петергофа.Архитектор А.И.
Кракау придумал для него двухэтажные боковые флигели с ризолитами (
выступами). Левый со стороны площади - для апартаментов
императорской семьи. Естественно, изолированный. Хорош фасад этого
вокзала:он ренессансный, а в центре -полукруглый витраж перрона с
действующими поныне часами "Павел Буре".
Рядом - Варшавский вокзал.Поначалу он открывал ветку длиной
в 44,6 км до Гатчины, затем дорога была продлена до Пскова, а в
1862 году- до Варшавы. Поезда этой линии были богато
обставлены,предназначались в основном для пассажиров 1 класса.
Ходил императорский поезд, были и "семейные" поезда, принадлежавшие
самым богатым и влиятельным российским фамилиям.С 2001 года этот
вокзал на реставрации.
А может быть, твой поезд будет принимать Ладожский вокзал? Он
построен на месте пассажирского терминала "Дача Долгорукова" и
совсем юный: открыт в мае 2003 года, в дни празднования 300-летия
Петербурга. Стекло, бетон,пандусы, автомобильная стоянка - всё, как
положено современному транспортному сооружению. Что ж, если ты
приедешь на этот вокзал, мы выйдем с тобой на площадь Карла
Фаберже. И ты увидишь бюст великого ювелира, жизнь и творчество
которого тесно связаны с городом на Неве.
Приезжай! Не пожалеешь. Вокзал - это первый шажок по
величественному городу, вступление к книге его истории, читать
которую не устанешь никогда!
|
</> |