ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (88). "Эротическая реакция", или "Многогранность любви"
maysuryan — 20.01.2022Карикатура Михаила Черемных. 1923 год. «Эрос и Меркурий. «Наш торгпред в Норвегии т. А.М. Коллонтай поместила в журнале «Молодая Гвардия» статью о любви под названием «Дорогу крылатому Эросу». «Т. КОЛЛОНТАЙ: — Селёдки — дело не ароматичное, а натура у меня романтичная: вот и тянет меня на античное!..»
1920-е годы в СССР прошли в бурных и довольно беспорядочных спорах о «половом вопросе». Совсем непросто нащупать в них главное, но с исторического расстояния главным представляется, пожалуй, именно вопрос: если не традиционная семья, которая была экономической ячейкой дореволюционного общества, то что? Главной хозяйственной ячейкой нового общества был коллектив, следовательно...
Ближе других к этому выводу подошла, вероятно, Александра Коллонтай, которая в 1923 году в журнале «Молодая гвардия» выдвинула лозунг «Дорогу крылатому Эросу!» (в одноимённой статье). Она писала: «В... новом, коллективистическом по духу и эмоциям обществе, на фоне радостного единения и товарищеского общения всех членов трудового-творческого коллектива Эрос займёт почётное место, как переживание, приумножающее человеческую радость... Современная любовь всегда грешит тем, что, поглощая мысли и чувства «любящих сердец», вместе с тем изолирует, выделяет любящую пару из коллектива. Такое выделение «любящей пары», моральная изоляция от коллектива, в котором интересы, задачи, стремления всех членов переплетены в густую сеть, станет не только излишней, но психологически неосуществимой».
Александра Михайловна Коллонтай (1872—1952)
Однако главная мысль статьи была не в этом. Коллонтай считала, что в годы революции и гражданской войны в стране неизбежно победил «бескрылый Эрос» (или, как она выражалась, «оголённый инстинкт воспроизводства» — как сказали бы в наше время, «секс»). «Бескрылый Эрос не родит бессонных ночей, не размягчает волю, не путает холодную работу ума». Теперь же, считала Коллонтай, наступило время воскрешения романтической, нежной любви — крылатого Эроса. Эта мысль выглядела довольно спорной, и подверглась ожесточённой критике.
20-е годы проходили в дебатах о «половом вопросе». Рисунок Николая Денисовского (1901—1981). 1924 год. «— И нас, полотёров, наконец, вспомнили...»
Например, участник дискуссии А. Залкинд в том же журнале «Молодая гвардия» писал: «В условиях современной культуры, «der Mench sexualisiert das All» (человек окрашивает в половые тона весь мир), — говорил Ницше, большой специалист по уловлению самых тонких запахов разлагающегося буржуазного общества. [...] Человечество, начинающее, в процессе самоосвобождения, отрываться от религиозного дурмана, взамен подпадает под иго не менее жестокого врага — дурмана полового». Залкинд предостерегал: «Скромнее с половым, — иначе плохо будет с социальным!». И делал вывод: «Очень боюсь, что, при культе «крылатого Эроса», у нас будут плохо строиться аэропланы. На эросе же, хотя бы и крылатом, — не полетишь».
Рисунок Юлия Ганфа (1898—1973). 1924 год. Журнал «Красный перец». «— Поговорим с глазу на глаз. — Брось! Теперь время разговаривать с классу на класс».
Стихи из советской печати 1925 года.
Н. Чужак в журнале «Прожектор» в статье «Воскрешение эротики» обвинял Коллонтай в «ахматовщине» и относил её к «вождям эротической реакции».
Большевичка Полина Виноградская (1896–1979) отвечала Коллонтай в журнале «Красная новь»: «Говорят, что Энгельс в личной беседе с Плехановым сказал как-то о Лаврове: «Я не понимаю, как можно, не будучи жуликом, так много говорить о морали». А про тов. Коллонтай он, наверное бы, сказал: «как можно, считая себя марксистом и революционером, так много говорить о любовном эросе и половой морали». И в пух и прах разносила идею «крылатого Эроса». Но тут более интересно не то, с чем Виноградская спорила у Коллонтай (почти со всем), а то, с чем она соглашалась. А соглашалась она, во-первых, с тем, что традиционная семья устарела. «Современные формы семьи во многом уже изжиты. Семья как таковая разложилась в ходе самой жизни. Число разводов очень велико». А во-вторых, с выдвинутой Коллонтай идеей «многогранности любви». Виноградская: «Под многогранностью любви здесь понимается сожительство одного мужчины с несколькими женщинами, и наоборот. Мы отнюдь не думаем выступать против такой «многогранности» в любви. Но одно необходимо сказать... возможность широкого осуществления таких личных вкусов зависит раньше всего от экономики, от того, насколько далеко шагнуло вперёд строительство социализма. [...] Одна работница женотдела в Донбассе совершенно правильно заметила также, сказав: «Перед нами не стоят вопросы о любви. У нас стоит вопрос о детях. Вот в чём дело». А в каком положении дети? Больше полумиллиона беспризорных, находящихся на иждивении государства и содерживаемых в нищенских, безобразных, часто кошмарных условиях. Десятки тысяч детей рабочих и работниц некуда поместить из-за отсутствия достаточного количества ясель, детских домов и садов... Но все эти вопросы... тов. Коллонтай обходит упорным молчанием. Она занята исключительно психологией любви, субъективными переживаниями любящих, т.е. она не думает о том, что если бы наши рабочие и работницы в массовом масштабе ушли бы головой в «пестрокрылый эрос» и утопали бы в роскоши «многогранной любви», то это для весьма многих из них означало бы увеличение семьи, прибавление новых детей, в то самое время, когда имеющихся некуда деть. Как же им в таком случае быть?».
Виноградская иллюстрировала свои рассуждения таким анекдотическим случаем: «В родственной нам немецкой коммунистической партии один товарищ, сильно любивший свою «единственную» жену, часто отнекивался от поездок в провинцию, не желая расставаться с женой. Товарищи решили настроить его в духе «новой морали», и им удалось его сагитировать... Но «пациент», к сожалению, сильно привязался сразу к 9-ти, которые к тому живут в разных городах, и теперь, когда его посылают в провинцию, он ездит охотно, но он вместо нужной одной провинции объезжает все девять».
Рисунок Константина Ротова (1902—1959). 1926 год
«Пожелания по женскому вопросу.
— Хорошо бы обложить всех холостяков свирепым налогом!
— Нужно отменить пошлину на заграничное бельё, чулки, духи и пудру.
— Нужно уменьшить штат милиционеров и увеличить число ресторанов.
— Мужчина и женщина должны целиком перекачать свою половую энергию в энергию общественную. [Это пожелание почти совсем в духе П. Виноградской :) — А.М.]
— Эх, кабы рука у его, стервеца, была полегче.
— Нужно, как я, заниматься физкультурой. Теперь ни один мальчишка меня не может побить».
Рисунок М.Ч. 1924 год. Журнал «Красный перец». «А Манька-то оказалась мещанкой. Мало того, что она от меня ребёнка родила, она ещё в суд на меня подала».
Виноградская сочла нужным наряду с Коллонтай дать отповедь и её антиподу Владимиру Сорину (1893—1944), выступившему в «Правде»: «столь же неверной, но с другого конца, является моральная заповедь т. Сорина по отношению к коммунистам, которых он поучает коммунистическому благочестию: «не живи сразу с тремя жёнами» (см «Правда» № 237 От 19/Х [1923-го]: «Азбучные истины»)».
Кстати, заметим, что даже такой крайний «традиционалист» в половом вопросе, как В. Сорин, пишет не о «любовницах», а о жёнах. Само это слово — «любовница» — революция отменила. Нет никаких любовниц, есть только жёны, сколько бы их ни было!
Эмигранты тоже критиковали Коллонтай... но с другой стороны. Карикатура MAD'a (Михаила Дризо, 1887—1953) «Достижения С.С.С.Р.» из парижского эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россiя». 1927 год. Фрагмент
А пока большевики боролись с «эротической реакцией» в духе теории Коллонтай, которую они клеймили как «ахматовщину», реакция подобралась совсем с неожиданного для них бока... Советские города на рубеже 20-х и 30-х годов затопила масса выходцев из деревни, вчерашних крестьян, с ещё крестьянским самосознанием, достаточно патриархальным. И вместе с ними стала потихоньку воскресать, оживать традиционная, строго парная семья, которую на заре революции опрометчиво считали окончательно похороненной.
Рисунок Николая Радлова (1889—1942). Журнал «Смехач». Семейный быт. (В четырёх разновидностях — на выбор)
Когда муж беспартийный, а жена партийная
Когда жена беспартийная, а муж партийный
Когда оба партийные (партдень)
И, наконец, когда оба беспартийные (и всё-таки дискуссия)
(Продолжение следует)
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ