Писцовая культура у древних майя. Материал для письма.
maoist — 02.11.2018 Получил тут от Андрея Усчёва в подарок его новый талмуд - двухтомник "Книгописание в России XVI в.". Наряду с guimontv и fijodalgo Андрей Сергеич - один из выпускников-монстров нашего факультета, судя по объему их книг. Его монография про Степенную книгу уже была 760 страниц, а этот двухтомник так вообще 1000! Впечатлившись этим, я решил свести воедино некоторые заметки о писцовой культуре майя в классическую эпоху.Итак, первый вопрос: на чём писали древние майя?
ее белым лаком, на котором можно хорошо писать
Основным материалом для письма у майя (как и во многих других обществах Мезоамерики) выступала так называемая "индейская бумага" (ИМ hu'n). Она изготавливалась из луба различных видов деревьев рода Ficus. В Мексике и Центральной Америке её называют амате (от клас. науатл. amatl). После испанского завоевания индейская бумага потеряла своё значение, но продолжала изготавливаться некторыми группами (в частности, лакандонаами) в ритуальных целях. В послденее время она всё популярнее как материал для сувениров. Традиционно майя чаще всего использовали наземные корни дерева Ficus cotinifolia, которые размельчались с помощью топора или мачете и замачивались в большом чане с водой на сутки (теперь их иногда даже кипятят для ускорения процесса). Размягчённый луб отделяли от верхнего слоя коры и древесины, затем волокна отделяли друг от друга, промывали и отбивали ручными колотушками из камня. Такие колотушки археологи фиксируют начиная с начала I тыс. до н.э., однако надо принимать во внимание, что исходно обработанный луб был основой для изготовления лубяной ткани (типа полинезийской тапы).
Колотушки для бумаги (Тикаль, позднеклассический период, VI-VIII вв.)
Есть неплохой ролик, созданный мексиканским Инститтуом антропологии и истории, показывающий процесс изготовления амате.
Полученную массу высушивали и нарезали листами прямоугольной формы.
Страница из индейской бумаги, Мадридский кодекс (фото: Museo de America)
"Белый лак" Ланды это либо белая сажа, добывавшаяся из кустарника Zexmenia Frutrescebs-Mill-Blake (сабтах на юкатекском) либо тонкий слой штука.
Фрагмент страницы 106 Мадридского кодекса с осыпавшимся штуковым покрытием (фото: Museo de America)
Бумага считалась не просто писчим материалом. Из нее также изготавливались различные ритуальные предметы, прежде всего царские повязки (поэтому их тоже называли словом ху'н). Поэтому бумага, равно как и царские повязки и короны различного типа, в искусстве маркировалоись при помощи знаки в виде головы сверхъестественного существа, получившего в своё время обозначение "Бог-Шут", поскольку на голове у него изображают что-то напоминающее колапчок с бубенцами. На самом деле это не колпак и не бубенцы, а побеги фикуса. Да и вообще никакого "Бога-Шута" не существовало, а его голова - это сущность бумаги (и один из вариантов логограммы HU'N).
Придворный держит в руках повязку со знаком HU'N
Книга, маркированная знаком HU'N (ваза К760, фото Дж. Керра, mayavase.com)
Листы бумаги склеивались гармошкой и таким образом создавались книги. Страницы обычно исписывались с обеих сторон. Текст и изображения обычно шли секциями (их часто называют альманахами), которые охватывали часть соседних страниц. Страница могла содержать до 3-4 частей секции.
Страницы Д65-Д69 Дрезденского кодекса; секция занимает все нижние полосы четырёх страниц и ещё кусочек пятой
Первая и последняя страницы кодекса укреплялись деревянными обложками, а книги хранили в специальных ящиках. Эти ящики использовались и как подставки при письме.
Боги-покровители письма с ящиками для книг (вазы К8425 и К1225, фото Дж. Керра, mayavase.com)
Кролик-писец при дворе Небесного Владыки (ваза К511, фото Дж. Керра, mayavase.com)