Писательство по Станиславскому
inesacipa — 21.10.2012Один из самых дельных советов молодым авторам, который я читала. По крайней мере здесь, в ЖЖ, где чуть ли не каждый второй - молодой автор, вне зависимости от возраста и количества опубликованного. Совет, как наработать профессиональный навык, который очень и очень нескоро превращается в профессиональную интуицию.
Прежде чем ты научишься ЧУВСТВОВАТЬ своих персонажей, придется строить их осознанно. Увы, но большинство начинающих писателей норовит воспользоваться тем, чего нет: вот этой самой интуицией, которой пока не из чего расти (навык-то не наработан); да опытом, который на деле не что иное, как детское воображение, подсовывающее странные объяснения тому, о чем ведать не ведает. Отсюда и несуразные миры с несуразным населением, что ни в пизду, ни в руку, ни в Красную армию.
Ну а вместо строительства персонажа, которого и отпускать-то на свободу можно лишь тогда, когда он целиком оформился, со всеми онерами - так вот, вместо строительства и контроля МТА дает полную волю недотыкомке. Оттого и персонажи в книгах современных аффтаров по большей части представляют собой кучки комплексов, в каждой из которых даже не психолог легко опознает собственные комплексы аффтара. А поскольку комплексы, в отличие от творческих посылов, разнообразием не отличаются, то мы имеем донельзя однообразную молодежно-аффтарскую литературу.
И не суть какого жанра. Что в мэрисье, что в мэлодраме, вышедшей из-под пера МТА, звучит общечеловеческая жажда любви и успеха. Это тот мотив, который наигрывает психика любого инфантила: пусть меня полюбят и пусть я достигну успеха на любом поприще, какое выберу, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста. Я душу прозакладываю, чтобы всё у меня было!
Будь я сам сатана, я бы сказала инфантилу честно: никому твоя душа не нужна. Кроме тебя. И поэтому только ты можешь придать ей форму, силу, крепость и блеск. А покупать невразумительную размазню задорого - да за кого ты меня принимаешь, человек? Иди работай над собой, чтобы чего-то стоить, не надо мне свою анима втюхивать, у меня полна преисподняя этого добра.
А потом, скорее всего, начался бы торг, который ни одному сатане не нужен. Зато он нужен человеку, мечтающему об успехе, об избранности. Ведь мы, люди, с юности мечтаем попасть в королевы бала. Что переводится как "в самые красивые (крутые, продвинутые, сексапильные, няшные и кавайные) маргиналы, свободные от обязательств, норм и догм". Потому что некрасивый маргинал - всего-навсего жалкий бомж, разводящий спирт водой из-под крана; а не маргинал - всего-навсего офисный планктон, под завязку груженый своей отстойной работой, своей отстойной семьей и своей отстойной судьбой. Между тем хочется свободы, но в голливудской романтической упаковке. Чтоб не в канаве валяться в гондоношапочке и в перчатках с обрезанными пальцами, но стоять на фоне джипа в казаках из крокодильей кожи и смотреть на Скалистые горы с вселенской скорбью.
Прямо картинка для демотиватора с подписью "А чего добился ты?" Как будто на этот вопрос можно дать чОткий ответ, кто б ты ни был. На подобные вопросы с ходу отвечает не тот, кто занимается делом, а тот, кто гоняется за премиями, регалиями и рейтингами. Человек-конверт, оклеенный яркими бумажечками и опечатанный штампиками со всех сторон. Хотя если вспомнить, что происходит с конвертом, когда письмо из него достали...
Но вернемся к торгу с сатаной за душу. Итак, я за сатану.
Человек молодой, но творческий ищет свободы, самовыражения и успеха. А находит формат, облом и отлуп. Причем его рыдания по поводу невозможности самовыразиться слуги меня (а я по-прежнему за сатану) встречают сарказмом: неужто тебе есть что выразить, птенчик? нечто свое, оригинальное, стоящее внимания публики? тебе не рано ли самовыражаться? И вообще, творчество - не секс, которым лучше заниматься смолоду. Созрей, малыш, созрей.
Абыдна, слюшь. У молодого-творческого полна головушка сюжетов, честно потыренных из пройденных игр и просмотренных кин, этими сюжетами надо срочно распорядиться так, чтоб стать богатым и знаменитым, и молодой-творческий уже даже знает как... И вдруг ему старпер постбальзаковского возраста заявляет: несамобытный ты, мелкий, текста не чувствуешь, стиля не имеешь, главной мысли не несешь, а то, что ты несешь, мыслью ни при каких обстоятельствах не назовешь.
Терпите, милые, терпите. Слуги сатаны говорят чистую правду, хоть и в обидной форме. А патамушта их заманали этим самым молодечеством, то бишь попытками юзать профессиональную интуицию там, где ни профессионализма, ни интуиции не наработано, одни комплексы пока да страх взросления.
Макс прав, говоря, что литература берет всю жизнь. Надеяться по-быстрому срубить деньгу и славу - оскорблять ее, а она дама обидчивая. Таким дураком выставит, обидевшись - не отмоешься. Ее нужно брать тонко, научившись терпению и чуткости. Ни одну даму нельзя любить кавалерийским наскоком, не слезая с лошади. Те, кто такое с собой позволяют - не дамы. Плохому научат и дурным заразят.
|
</> |