Петруха умер не в кино
slavikap — 23.11.2017 23 ноября скончался актер из «Белого солнца пустыни».В возрасте 67 лет в Петербурге умер от онкологического заболевания исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков.
Накануне он попрощался по телефону с другом, а ночью к нему приехала скорая...
После похорон жены Николай Годовиков жил один, в последние годы за ним присматривали дети от первого брака.
Актер сложной судьбы сыграл в кино четыре десятка ролей, включая эпизоды в современных сериалах «Бандитский Петербург», «Спецназ», «Улицы разбитых фонарей» и «Тайны следствия».
Но запомнился он зрителям по звездной роли Петрухи в «Белом солнце пустыни». На время съемок артисту было 19 лет, и он даже пропустил премьеру фильма с собственным участием, поскольку был призван в армию.
О дальнейших испытаниях в жизни актера читайте в моем материале о фильме «Белое солнце пустыни».
Истерном по вестерну или Белое солнце пустыни
На экраны культовая работа режиссера Владимира Мотыля вышла в 1970 году, Государственной премии России удостоилась в 1998-м, а спустя полвека закрепила за собой статус народного достояния. Кто бы мог подумать, что на такое способен не пафосный рассказ о событиях далекой Гражданской войны, а советская пародия на вестерн о приключениях красноармейца, спасающего чужих жен из вражеского гарема. Как удалось отстоять нетривиальный сюжет, куда смотрела цензура, и что сказала на это партия? Любопытные подробности работы над фильмом, ставшим нашим «ответом Западу» по форме и содержанию.
«Таможня даёт добро»
Признаки вестерна в истории противостояния Фёдора Ивановича Сухова бандиту Абдулле – дань времени, вознесшему этот жанр на вершину популярности. «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» перенесли традиции приключенческого фильма о поселенцах «дикого Запада» на нашу почву, предложив его новый вид – истерн. В 60-70-х годах ХХ века это явление вызвало всплеск подражаний в советском кинематографе – как на азиатских киностудиях, так и на центральных.
Картина «Белое солнце пустыни» была снята на «Мосфильме» и «Ленфильме» по сценарию Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. А предшествовал этому оглушительный успех дилогии 1966 года «Неуловимые мстители», после которого и появился термин «истерн». В том же году советский кинематограф обогатился Экспериментальной творческой киностудией – коммерческим предприятием с конъюнктурными принципами производства, свободой подбора кадров и выбора материала для экранизации.
Сценарий писался ровно месяц – с июня по июль 1967 года. И если бы к тому времени студия определилась с режиссером, фильм запустили бы в производство уже с августа. Но снимать было некому.
Не отклонил его лишь Владимир Мотыль, снявший до этого «Женю, Женечку и «катюшу». Ему сразу понравился сценарий, хотя были сомнения в том, что это позволят снять. Согласился режиссер взяться за работу лишь после получения гарантий свободы действий от руководителя ЭТК Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова. В итоге сценарий с рабочим названием «Пустыня» заявили в план следующего года. Прокатное название фильма «Белое солнце пустыни» предложил зампред Госкино Владимир Баскаков.
Пробы стартовали с января 1968 года. В главной роли изначально рассматривался Георгий Юматов, но актер в первую же съемочную неделю запил и подрался, поставив под вопрос дальнейшие съемки. Когда Владимир Мотыль увидел разбитое и опухшее лицо «красноармейца Сухова», то решил не рисковать и отказался от услуг Юматова. На его место режиссер пригласил Анатолия Кузнецова, кандидатуру которого предварительно отклонили в пользу Юматова. Сам исполнитель главной роли шутил, что попал в картину «по блату»: просто он жил в одном доме со сценаристом. А Юматов сыграл свою звездную роль через два года – в картине «Офицеры».
Саида мог сыграть Игорь Ледогоров, но удача оказалась на стороне артиста Театра сатиры Спартака Мишулина.
Он решительно отказался от подпорок, дублеров и каскадеров, хотя один помощник у него всё-таки был: на баркасе вместо него дрался профессиональный боец Александр Массарский. Мужская харизма Луспекаева вывела образ Верещагина из роли второго плана едва ли не в главную. Даже песню «Ваше благородие» Исаак Шварц и Булат Окуджава писали специально под этого артиста. А в довершение всего режиссер пожертвовал сценарием и переименовал персонажа актера из Александра в Павла – так герой окончательно «сроднился» с исполнителем. После успеха картины режиссёры засыпали Павла Луспекаева предложениями новых ролей, но жить ему оставалось лишь несколько месяцев. Артист умер в год выхода фильма, в 1970 году.
В процессе работы над фильмом недосчитались исполнительницы роли Гюльчатай Татьяны Денисовой. Отснявшись, актриса не смогла прибыть в Туркмению для вынужденной пересъемки забракованных сцен. Ее пришлось заменить 17-летней студенткой Вагановского балетного училища Татьяной Федотовой (озвучила роль в фильме Надежда Румянцева). Но в первой сцене Сухов видит во сне в розовом платке именно первую исполнительницу.
Сложным оказался подбор артиста на роль красноармейца Петрухи. Пробовался один (Савелий Крамаров), утвердили другого (Юрия Чернова), а снялся в итоге третий: после того как Юрий Чернов отказался от роли в пользу цирка, сыграть Петруху пришлось бывшему слесарю Николаю Годовикову. До этого он снимался с Луспекаевым в картине 1966 года «Республика ШКИД» (Годовикова там можно узнать по эпизоду в образе беспризорника, а Луспекаев играл преподователя гимнастики Косталмеда).
«Восток – дело тонкое»
Съёмки картины начались 24 июля 1968 года. Первую натурную сцену – сна Сухова – снимали в селе Мистолово: там герой Анатолия Кузнецова ковал серп и пил чай в кругу гарема и супруги.
Потом группа уехала на каспийский берег, в Махачкалу. В Дагестане были построены декорации среднеазиатской провинции, основные события по сценарию разворачивались в городке Педженте. Затем снимали в Туркмении. Отличительной особенностью этих съемок была их плохая организация. Основные ресурсы были брошены на создававшуюся в то же время киноэпопею «Освобождение», а «Белому солнцу пустыни» не хватило даже съемочного крана – пришлось обходиться подручными средствами.
В съёмках участвовал целый эскадрон – то самое кавалерийское подразделение, которое создавалось для знаменитых батальных сцен «Войны и мира». Но в окончательную версию фильма трюковые эпизоды так и не вошли. Снимались же они трудно и с жертвами: по неосторожности на съемках даже погиб каскадер-кавалерист.
Позже режиссеру поставили в вину и не получившиеся сцены, и хромавшую дисциплину на площадке и вне ее. Известно, что артисты злоупотребляли алкоголем и постоянно «влипали» в пьяные истории. Например, в ресторанной драке местное хулиганьё рассекло бровь Луспекаеву, и актера не пришлось гримировать для сцены борьбы на баркасе – лицо у него в эпизоде схватки кровоточило естественным образом.
Но недоразумений с приемной комиссией избежать не удалось. Посмотрев отснятый материал, глава ЭТК Григорий Чухрай остался недоволен его качеством. В январе 1969 года он заклеймил режиссера обвинением в профнепригодности: при перерасходе средств план съемок в командировках не был выполнен. На целых четыре месяца производство картины было приостановлено – руководство хотело поручить заканчивать фильм другому режиссёру (Владимир Басов от поступившего предложения отказался).
«Везет мне на эти дела!»
Студия разбиралась в причинах перерасхода средств и была в шаге от закрытия фильма. А Владимир Мотыль ходил по инстанциям, доказывая его перспективность. Был режиссер даже у министра кинематографии Алексея Романова. Неизвестно, кто ему в итоге помог, но в дело вдруг вмешался Минфин, отказавшись списывать свыше 300 тысяч рублей, потраченных на съемки. После пересмотра бюджета было решено дать еще денег на завершение фильма.
А дальше денежный конфликт сменился творческим. Режиссеру были высказаны претензии в том, что картина выходит чересчур трагической, надо бы ее «разгрузить» и «облегчить». В частности, требовалось переснять концовку и ключевые сцены. Иначе могла выглядеть и решающая схватка Сухова и Абдуллы, и судьба несчастной вдовы Верещагина Настасьи, которая в первоначальной задумке авторов лишается рассудка после гибели мужа. Не увидели мы и рыдающих над телом убитого Абдуллы безутешных жен.
Переснимался фильм с мая по сентябрь 1969 года, во время второй командировки съёмочной группы в Среднюю Азию. Начинал снимать Владимир Мотыль на «Ленфильме», а заканчивал на «Мосфильме». В сентябре 1969 года завершились съёмки, но не закончились проблемы. Директор киностудии «Мосфильм» Владимир Сурин не стал подписывать акт о приёмке. Отснятый материал вновь не порадовал руководство. Режиссеру было велено сделать еще три десятка правок.
Фильм вышел в прокат лишь благодаря большому любителю зарубежных боевиков дорогому Леониду Ильичу. «Белое солнце пустыни» ему показали в домашнем просмотре, и картина произвела на руководителя ЦК благоприятное впечатление. Чего нельзя сказать о приемной комиссии – ее низкая оценка снизила показатели в прокате, поскольку фильму была присвоена лишь вторая категория. Тем не менее, на экраны картину выпустили приличным тиражом – более 1400 копий. В годовом рейтинге картина оказалась на втором месте (после «Освобождения» режиссера Юрия Озерова): с 30 марта 1970 года «Белое солнце пустыни» посмотрели 50 миллионов человек.
«За державу обидно!»
Есть, правда, и другие данные: пятое место по количеству проданных билетов среди фильмов 1970 года (34,5 миллионов) и неоднозначные оценки у зрителей. По опросу журнала «Советский экран», лишь 4 % его участников назвали фильмом года «Белое солнце пустыни» (12-я позиция в списке приоритетов), и 4,5 % признали эту картину худшей за весь год. Зато профессиональная критика оценила работу Владимира Мотыля достаточно высоко: 16 экспертов, участвовавших в опросе газеты «Советская культура», присудили фильму почетное третье место в тройке лучших, отдав предпочтение лишь фильмам «Начало» и «У озера».
Наряду с сериалом «Семнадцать мгновений весны» и бестселлерами Леонида Гайдая, фильм «Белое солнце пустыни» оказался чемпионом по частоте телевизионных показов. Но в советский период картину так и не отметили официальными регалиями, хотя и выдвигали в год выхода на Государственную премию СССР (ее в 1970 году присудили фильму Сергея Герасимова «У озера»). И лишь в 1998 году культовая работа Владимира Мотыля получила Государственную премию России.
«Вопросы есть? Вопросов нет»
* Этот истерн стал талисманом у наших космонавтов. Его на удачу принято смотреть перед стартами, побывал фильм и на космической орбите. Начало традиции положила гибель экипажа корабля «Союз-11». Как только космонавтов стал «провожать» Сухов, никто из них больше не погиб.
* Одну из жен Абдулы Джамилю в разных эпизодах играют три исполнительницы: Татьяна Кричевская, Галина Умпелева и Галина Дашевская.
* Исполнитель роли Чёрного Абдуллы Кахи Кавсадзе на самом деле боялся лошадей и не умел держаться в седле. Поскольку актера так и не смогли обучить приемам верховой езды, в кадре «крутой бандит» сидел неподвижно или «ездил» на плечах ассистента режиссера. Потому и получил артист за роль всего 777 рублей. На вопрос, почему же такого неумеху выбрали для роли мужественного «мачо», Кахи Кавсадзе отшучивался, что он «эффектно выглядел в седле». Кстати, «секс-символ» более четверти века не изменял парализованной жене Белле (после вторых родов у женщины отнялись ноги) и очень страдал после ее смерти. Артистами стали и дети актера.
* Одного из басмачей играл летчик и Герой Советского Союза Игорь Милонов, а белогвардейца-подпоручика – каскадер и автор всех трюков в фильме Валентин Фабер.
* Исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков мог не попасть в «Белое солнце пустыни», потому что в предыдущем фильме Владимира Мотыля едва не погиб на съемках. В «Жене, Женечке и «катюше» он тоже играл красноармейца, и в одном дубле ему пробил ногу сорвавшийся с шеста запал. В 70-х годах артист пошел по скользкой дорожке, трижды побывав в местах не столь отдаленных. После освобождения в 1980 году Годовиков снялся на «Ленфильме» у режиссера Отара Дугладзе в роли военного телефониста, которого убивают по фильму, но чуть не убили по-настоящему (актер снова мог погибнуть на съемках).
* Ради знаменитой сцены Спартак Мишулин сидел закопанным в песок почти сутки – ждали солнца для удачного освещения. При этом артист панически боялся змей и скорпионов, которые, к счастью, его не покусали.
* Текст писем Сухова к Катерине Матвеевне сочинил режиссер Марк Захаров.
* Павел Верещагин стал неофициальным символом таможенной службы. И не только российской: памятники этому герою поставлены в Луганске, а также Амвросиевке и Кургане Донецкой области.
* На карте Венеры с 1997 года есть кратеры, названные в честь жены Сухова (Катя) и жен Абдуллы (Джамиля, Зарина, Зульфия, Саида, Гюзель, Лейла, Зухра, Хафиза и Гюльчатай).
* По мотивам «Белого солнца пустыни» российской IT-компанией выпущена одноименная компьютерная игра.
* В 2010 году у Рустама Ибрагимбекова появилась идея сценария «Белого солнца пустыни-2», по которому планировалось снять 8-серийный сериал о юных годах Сухова, Екатерины Матвеевны и Абдуллы. А в 2011 году автор идеи объявил о прекращении работы над приквелом в пользу сиквела – продолжения истории из оригинальной версии от Рустама Ибрагимбекова и Валентина Ежова. Это должен быть рассказ о сыне Сухова, встречающего отца из ГУЛАГа. Публика встретила эту новость без энтузиазма.
В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!
Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.
От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
Ирония судьбы Мягкова и К?
«Служебный роман»: история шедевра
«Экипаж»: трижды первый
"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
Кому Афоня рубль должен?
"Осенний марафон": рассказ о себе самом
"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа
"Золотой теленок": не в деньгах счастье!
"Кавказская пленница" на крымском курорте
"Любовь и голуби": очень жизненное кино
"17 мгновений весны": рождение легенды
"Невероятные приключения итальянцев в России"
Как Иван Васильевич менял профессию
"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
"Мимино": наше славное кино
"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
"Джентельмены..." и удача
"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
"Три плюс два" - фильм навсегда
"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
|
</> |