Петербург. Исаакиевский мост.
babs71 — 12.08.2020 Если гулять по Неве между Дворцовым и Благовещенским мостами, то на обеих набережных можно увидеть широкие выступы, по бокам которых находятся лестницы, ведущие к воде. Это береговые устои Исаакиевского моста, все что осталось от одного из самых старых мостов через Неву.Поскольку Петр I хотел приучать жителей Петербурга к мореплаванию, при нем принципиально не наводились мосты через Неву. Поэтому Исаакиевский мост был впервые наведен только в 1727-м году. Он считается первым мостом на территории Петербурга, переброшенным через Большую Неву (существуют, правда, данные о том, что еще один мост через.Неву был наведен еще в 1707-м году в районе впадения в Неву Охты, однако просуществовал он, судя по всему недолго).
Поскольку в те времена строительство постоянного моста через Неву было еще технически неосуществимо, мост был плашкоутным: на стоящих на якорях плашкоутах были установлены пролетные строения из балок, поперечин и настила. Для пропуска судов делалось специальное пролетное строение.
Мост был построен корабельным мастером - бомбардир-лейтенантом Ф. Пальчиковым.
Первоначально мост простоял всего один сезон. В 1728-м году столица переехала в Москву и мост в течении пяти лет не наводился. Только в 1732-м году, когда при Анне Иоанновне двор опять вернулся в Петербург, все тот же Пальчиков получил приказание навести мост, также, впрочем, простоявший всего один сезон.
Наконец, в 1733-м году новый мост строится мастером "ластовых судов" Г. Соловьевым и лекарским помощником Стекловым. Этот мост стали наводить уже регулярно.
Интересно, что вплоть до 1754-го года мост был аналогом ЗСД: проход и проезд по нему был платным и стоил от одной до пяти копеек.
Вплоть до 1779-го года мост наводился после ледохода, а перед ледоставом разбирался. С 1779-го года мост стали наводить и после ледостава. Это была довольно трудоемкая операция: требовалось прорубить во льду канал для плашкоутов. Тем не менее, на эти расходы шли, хотя, что интересно, обычно зимой параллельно мосту прокладывалась дорога по льду.
Плашкоутный мост обслуживался довольно многочисленной командой работников: команды, обслуживающие невские переправы состояли из трех обер-офицеров морской службы, двух унтер-офицеров и трех рабочих на каждые два плашкоута (всего от 20 до 35 человек на мост)..
В 1821-м году мост был реконструирован по проекту А. Бетанкура. Новый мост состоял из 15 закрытых плашкоутов, имел ширину 18,1 метра (с двумя тротуарами по 1,83 метра). Мост освещался 23 керосиновыми фонарями. Именно в рамках этой реконструкции и построены каменные береговые устои, сохранившиеся до наших дней.
После того, как было завершено строительство постоянного Благовещенского моста, Исаакиевский мост потерял свое значение. Поэтому по просьбе Петербургского биржевого комитета его перенесли к Зимнему дворцу и стали именовать Дворцовым. Руководил переносом моста полковник И. К. Герард. Стоимость переноса согласно смете равнялась 50 тысячам рублей, а сам процесс перемещения моста занял три года.
В 1912-м году, когда началось строительство постоянного Дворцового моста, мост вновь перенесли на старое место и ему вновь вернули название Исаакиевского. Увы, 11 июля 1916-го года искра из трубы проходившего парохода попала в плашкоут, на котором хранился запас керосина для фонарей, и мост сгорел. А поскольку особой необходимости в нем уже не было, восстанавливать его не стали.
В 1991-м году на правобережном устое моста был установлен памятный знак:
А 2002-м году на площадке, которую образует устой, установили памятник "Раскрытая книга". На страницах ее цитата из пушкинского "Медного всадника".
|
</> |