
Пьеса «Финист ясный сокол» - оправдание терроризма или невинная детская

Сейчас обсуждают уголовное дело и арест Евгении Беркович и Светланы Петрийчук. Их арестовали на 2 месяца, и они в СИЗО, а не под домашним арестом или подпиской о невыезде, как фигуранты дел, которые не представляют опасности.
Например, у одной моей знакомой убили дочь. Ее убийца, с которым она жила до этого 2 месяца, до суда находился под подпиской о невыезде. А ведь он и до этого случая уже отбывал срок на зоне, а свою женщину убивал долго и жестоко – избил до смерти, переломав грудину и др. Пьян был. Избил, убил и лег рядом спать. Представлял ли он опасность для общества? Видимо, нет. Действительно, он до суда больше никого не убил, получил срок 8 лет, отсидел 6 и его хотели выпустить по УДО, но мой знакомая была против. Так что я не знаю, выпустили ли его тогда, или через 2 года и что с ним потом было.
А что же сделали Беркович и Петрийчук? Петрийчук написала пьесу «Финист ясный сокол», а Беркович ее поставила на сцене, потому что одна женщина – драматург, а другая – режиссер.
В 2019 году в рамках фестиваля «Любимовка» прошла публичная читка пьесы. В 2020 году пьеса была опубликована, режиссёр Евгения Беркович в том же году поставила по ней спектакль. Показы проходили на сцене Боярских палат Союза театральных деятелей. Спектакль участвовал в программе «Russian Case» фестиваля «Золотая маска» 2021 года. Пьеса получила премию «Золотая маска» в 2022 году в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа драматурга».
На Ютубе есть ролики с читкой пьесы и ее обсуждением. Я их посмотрела. До того, как эта история приобрела огласку, ролик с читкой просмотрели 3600 человек, а сейчас там 19 000 просмотров. А вот обсуждение пьесы до сих пор одолели только 2400 человек, а уж сколько человек его смотрели за эти 4 года, не знаю, но явно меньше.
Как, по-вашему, стоило увеличивать число посмотревших ролик в 3 раза или нет? Я, например, не интересуюсь «Золотой маской» и до сих пор понятия не имела об этих людях и об этой пьесе.

Беркович и Петрийчук предъявлены обвинения по статье об оправдании терроризма. Дело было возбуждено в январе 2023 года.
Итак, читка пьесы занимает около 40 минут. На сцене сидят актрисы, одетые в длинные закрытые платья, а на голове у них так называемые исламские платки или что-то вроде этого. У некоторых, впрочем, платья с декольте.

Одна из актрис сидит отдельно, впереди. Она читает за главную героиню, Марьюшку. Остальные читают за судью, Блаженного Августина, а также читают инструкции и кулинарный рецепт. В инструкциях говорится, как заключить исламский брак по Интернету, как повязывать исламский платок, что такое халяльная еда, как приготовить халяльный шоколадный торт и как играть на музыкальном инструменте. Блаженный Августин говорит цитатами про то, что человек – существо непредсказуемое, и любовь тоже непредсказуема. Судья зачитывает куски из приговора девушки, которая заключила брак по Интернету и пыталась пробраться в Сирию через Стамбул, но ее перехватили где-то на границе.
Возможно, это цитировали отрывки из дела Варвары Карауловой, если кто-то его еще помнит. Карауловой было 19 лет, детство она провела с родителями в Европе и США, в старших классах училась в Москве, окончила школу с золотой медалью, поступила на философский факультет МГУ, занималась различными видами спорта. По Интернету познакомилась с парнем из Казани. Вначале они общались по поводу футбола, так как это была группа ВК болельщиков ЦСКА. Айрат Саматов увлек Караулову исламом, сам он собирался незаконно перебраться в ряды тех, кто воевал в Сирии против правительства Садата. Потом он осуществил свое намеренье, а Караулова заключила с ним брак по Интернету и тоже попыталась проникнуть в Сирию.
Ее родители ничего об этом не знали. Когда она уехала, они думали, что она пропала без вести.

Обклеили всю Москву объявлениями о пропаже, обратились в ФСБ, так как отец имел много знакомых, будучи известным коммерсантом (Павел Караулов являлся основателем и совладельцем ритейлера Divizion, продававшем с 1997 года мобильную электронику). Варвару вернули с полпути. Это было в 2015 году. Вначале ей не предъявляли обвинений. Но через несколько месяцев она сменила фамилию на Иванову. В этом усмотрели план подготовки к новому побегу. Следствие обвинило ее в попытке присоединиться к подразделению, готовившему смертников. Это следовало из собственных показаний обвиняемой, от которых она потом отказалась. Также психиатры в больнице им. Алексеева нашли у Карауловой (Ивановой на тот момент) шизотипическое расстройство (но это – не шизофрения, т.е. не болезнь). Линия защиты была построена на том, что мотивом бегства в Сирию была любовь. Ее судили. Суд признал ее вменяемой и приговорил её к 4,5 годам заключения в колонии общего режима, усмотрев у неё стремление стать боевиком. Караулова вышла на свободу через 2 года по УДО в 2019 году. В зачет пошло и предварительное заключение в СИЗО. Караулова вышла замуж за своего адвоката, в 2021 году родила сына. До 2029 года ей запрещено с 22.00 до 6.00 находиться вне дома.
Пьеса Петрийчук написана в 2019 году.
При чем тут Финист Ясный Сокол? В пьесе нет ни слова про Караулову. Здесь она – Марьюшка из народной русской сказки. Она познакомилась с Финистом по Интернету, поехала к нему в Тридевятое царство на сером волке.
Помните эту сказку? Она – одна из немногих, которая посвящена женской, а не мужской инициации, если подходить к сказке с позиций научного анализа и попытаться увидеть в ней отголоски реальных древних обрядов.
В детстве я любила эту сказку, но с тех пор не перечитывала. Мне запомнилось, что для того, чтобы найти любимого Финиста Ясного Сокола Марья должна была износить трое железных башмаков, истереть три железных посоха и изглодать три каменных хлеба. В детстве я ничего такого особенного в этом не видела, а сейчас представляю, как она идет в железных башмаках с железным посохом и глодает каменный хлеб… Какая в нем сытость? Как можно таскать такую тяжесть, как железные башмаки и железный посох (типа лома?)? А сколько на это ушло времени? Почему Марьюшка не постарела? Мало того, она ведь потом вернулась домой с женихом, и ни он, ни ее отец и сестры тоже не постарели! Один из тех, кто решил разобраться в сказке, пишет, что Финист – это звездное скопление, Ясный Сокол, следовательно, инопланетянин, а история относится к тем временам, когда звездные путешествия были нормой, отсюда и парадоксы со временем. Не иначе, что так.
Вообще, откуда Марьюшка узнала, что если обзавестись особым соколиным перышком, то к ней придет красавец-молодец? Но ведь сработало! Она бросила перышко на пол, из него получился добрый молодец, который под утро оборотился соколом и улетел в окно. В дальнейшем он прилетал в виде сокола через окно, а уже в комнате превращался в человека.

Сестры Марьюшки от зависти все извелись. Они говорили, что к сестре по ночам приходит мужчина, но отец им отвечал, что это их не касается. Сам он сильно зависел от младшей дочери, так как после смерти матери именно она взялась вести домашнее хозяйство, и это у нее хорошо получалось.
В одном из вариантов сказки перышко сокола отцу отдал волшебный старик, сказав, что его сыну давно пора жениться, но он все никак не выберет невесту, и надо ему с этим помочь. В другом варианте и того не было – отдал старик перышко, и все. То есть, отец считал ночные свидания дочери, хотя бы и с суженным, нормальными?
Сестры же из зависти утыкали оконный подоконник ножами, о которые Финист порезался. В одном из вариантов сказки раненый оборотень сказал, что больше не вернется, а улетает в тридевятое царство и чтобы его найти, Марье придется износить трое железных башмаков… ну, вы помните.
В другом варианте он ничего не говорил, а просто улетел, она же в это время спала. Утром увидела ножи и кровь, сама обо всем догадалась и заказала себе нужную амуницию и провизию.
По дороге Марья посетила трех сестер, каждая из которых была все более старой и страшной Бабой-Ягой (т.е. живой покойницей). Старухи объясняли девушке, как вести себя, когда она найдет Финиста и дарили ей волшебные ценные вещи.

Они жили в избушках на куриных ногах, им служили кот, собака и серый волк. Последний отрезок пути Марьюшка проделала верхом на сером волке.
Когда Марьюшка нашла Финиста, который уже был мужем другой женщины, то в одном варианте сказки он ее не узнал, а в другом и не видел. Но Марьюшка меняла свои ценные вещи, полученные ею от трех сестер-волшебниц (волшебница, по нашему – Баба Яга) по дороге к Финисту, на право увидеть Ясного Сокола, когда он спал. Это были устройства из золота и серебра, которые сами пряли золотой ниткой, сами вышивали золотом, а также что-то вроде видеокамеры, через которую можно было увидеть, что хочешь (серебряное блюдечко, по котором укаталось золотое яичко, в результате чего появлялась нужная картинка). Супруга Финиста, не будь дура, перед сном опаивала мужа сонным отваром. К тому же она не знала истории отношений Финиста и Марьюшки и не ревновала к ней – уж очень та стала неказиста после длительного путешествия в железных башмаках и обгладывания каменных хлебов.
Марьюшка целовала своего бывшего в сахарные уста, прижимала к груди, но только когда ее горючие слезы упали ему на плечо, он проснулся и ее узнал. Такое обращение Марьюшки с Финистом вряд ли свидетельствует о невинности их прежних отношений.

Очнувшийся Финист, наконец, узнал Марьюшку и как-то прочухал то, что происходило, когда он спал. В одной из версий сказки он созвал людей и спросил: «Какая из жен лучше? Та, которая, чтобы меня найти трое железных башмаков износила, три железных посоха истерла, трое каменных хлебов изглодала (в одном из вариантов – износила три железных колпака), или та, что продавала право на меня спящего смотреть?». Все согласились, что первая жена достойнее Финиста. Он вернулся с Марьюшкой к ней в дом, и стали они жить- поживать, добра наживать.
Спрашивается, а своего дома у него не было? В одном из вариантов Финист был богат - свистнул, и дом наполнился красивой одеждой и драгоценностями.
Вот такая вот леденящая кровь история.
Пьеса же – никакая. Марьюшка говорит, что влюбилась в Финиста потому, что он был не такой, как другие ее знакомые мужчины. Он ей говорил, что она – дура и грязь под его ногами, но он из нее сделает человека. Говорил, что она – маленькая и глупенькая, но он ее любит. Почему-то ей это очень понравилось.
Кроме Марьюшки, о своем опыте общения с опасными финистами рассказывали и от лица других женщин. Одну, например, потрясло, что в Коране сказано о сотворении мира похоже на современную науку, и она поняла, что Ислам – это сила. Я бы сказала, что, скорее всего, наука в познании того, как устроен мир, недалеко ушла от воззрений VIII столетия.
Марьюшку спрашивали, что она собиралась делать в Тридевятом царстве. Она отвечала, что хотела стирать и готовить для мужа. Ее спросили: «А здесь не для кого было стирать?». Нет, здесь мужчины не такие целеустремленные – так ей кажется. Ей говорили: «Ты думала, что он придет домой с руками по локоть в крови, а ты чистенькой останешься?». Выражали недоумение, как это можно влюбиться в человека, которого никогда не видела. Марьюшка отвечала, что это – не их дело.
Ну, собственно, и все. Еще хором спели песенку из мультфильма про Алладина. В конце на экран проецировали кадры из этого мультфильма и из мультфильма «Русалочка». Видимо, это должно было означать, что глупые девчонки насмотрелись в детстве сказок – вот и повелись на вербовку.
Ну, конечно, пьеса возбуждает жалось к романтичным девушкам, которых сказки завели слишком далеко. А жалость и одобрение – это одно и то же? Это – спорно. Раньше жалость к преступникам не считалась преступлением. Напротив, идущим по этапу каторжанам подавали милостыню, и это считалось хорошим деянием.
При обсуждении пьесы никто ни слова не сказал про суд, а все обсуждали мотивацию женщин, которые заключили браки по Интернету и уехали в Сирию или еще куда. Общее мнение было, что этим женщинам чего-то не хватало дома – очень ценное рассуждение. Только один человек, сообщивший, что он живет давно в Европе, а в России бывает изредка, выразил недоумение тем, что на первый план вышел правовой аспект, а не тот, что в ЕС. Там больше всего обсуждают, как вернуть этих женщин после всего, что они пережили со своими мужьями по Интернету, обратно в общество, потому как это трудно.
Автор пьесы, Петрейчук утверждала, что вербовщики – профессионалы своего дело, и устоять их жертвам было трудно. Там давно придуманы и опробованы специальные тексты, фразы, которые цепляют определенную группу женщин. Она даже считает, что тексты придумывали тоже женщины, которые больше понимают женскую психологию.
Ни один из обсуждавших пьесу даже не сказал, что женщин, бежавших в Сирию, жалко.
Тем не менее, нашлись эксперты, которые увидели в пьесе оправдание терроризма.
История с Евгенией Беркович и Светланой Петрийчук вызывает у меня недоумение.
Во-первых, сегодня у нас совершенно другие проблемы. Кто сейчас помнит про Сирию? Сегодня вот пришла новость, что террористы подорвали в Нижнем Новгороде автомобиль писателя Захара Прилепина.
Во-вторых, о Беркович и о Петрийчук никто до этого ареста и слыхом не слыхал, тем более, и пьесу эту не смотрели. Общественного резонанса не было никакого, а вот теперь он зато появился.
В-третьих, то, что в пьесе оправдывают терроризм, спорно.
Я не спорю, что Беркович могла надоесть задолго до того, как поставила эту пьесу. Она и на демонстрации в десятые годы выходила, и в 2022 году стояла с одиночным плакатом (отсидела за это 10 суток в СИЗО), и какое-то неправильное стихотворение про Бессмертный Полк в 2022 году написала, и вся ее семья состоит из знатных либералов (Бабушка — Нина Катерли, писательница, публицист и правозащитница. Мать — Елена Михайловна Эфрос, правозащитница. Отец — Борис (Илья) Львович Беркович, поэт, живёт в Израиле, а прадедушка – пламенный большевик, а до этого состоял в партии кадетов). Но это – одно, а пьеса – другое.
А вот про Петрийчук, кроме того, что она из Казахстана, и сказать нечего.
Мне бы хотелось, чтобы оставили этих женщин в покое – совсем не до того сейчас, чтобы заниматься разборками с театральными деятелями, тем более с деятелями таких микроскопических масштабов.
(Прим. ред. Обычно мнения авторов блога совпадают, но сейчас – нет.
Любимое занятие отечественной театральной деятельности – это фига в кармане. Пьеса – фига, вынутая из кармана, она действительно является жалостной трактовкой истории Варвары Карауловой и оправданием того, как она завербовалась в ИГИЛ.
То, что Караулова была социально близкой к авторкам дурой-мажоркой для них является достаточным оправданием, а вот для судебной системы – нет.
Может ли жалостная пьеса про хорошую девушку со светлым лицом, которая из платонической любви уехала в Сирию к боевику ИГИЛ, и нехорошую судью, которая ее осудила, хотя девушка еще ничего не сделала, считаться оправданием терроризма? ИМХО – таки да.
Также должен добавить, что пьеса откровенно слабая, и две «Золотые маски», которые ей дали, наводят на размышление, что отметили недостаточновысокохудожественное произведение именно за вот это самое. И что эти самые театральные деятели у нас – это какой-то гадюшник, которые замечательно совмещают то, что они сосут нехилые бюджетные деньги с государства с тем, что они гадят на голову.
Так что у меня недоуменные вопросы не к авторке и режиссерке, с ними все понятно, знают, на каком материале можно получить материальную поддержку, а именно к тем, что эту поддержку за госсчет оказывает).


|
</> |
