Первый бой Твин Мустангов
rostislavddd — 16.06.2021 Американский дальний истребитель P-82 Twin Mustang разрабатывался для сопровождения стратегических бомбардировщиков В-29 на Тихоокеанском ТВД и стал последним поршневым истребителем заказанным USAAF.Разработка самолета началась в конце 1943 года, когда в ВВС Армии США выяснилось, что большие расстояния, на которые приходилось летать одноместным истребителям на Tихом океане, накладывают на пилотов слишком большие физические нагрузки. В ходе полетов пилоты истребителей проводили в воздухе до восьми часов и зачастую так уставали, что не могли самостоятельно покинуть кабину. Идея создания двухместного истребителя с двойным управлением лежала на поверхности.
В процессе предварительной выработки решений, инженеры North American Aviation, ради обеспечения технологичности производства и экономии времени и ресурсов на проектирование, глядя на великолепно показавший себя Lockheed P-38 Lightning предложили для этого соединить два фюзеляжа истребителя Mustang посредством крыла с постоянной хордой и прямоугольным хвостовым стабилизатором.
Впрочем, в процессе работы над машиной выяснилось, для достижения максимальных ТТХ, конструкцию базовой машины придется довольно сильно переработать. В итоге, первый полет XP-82 состоялся только 15 апреля 1945 г.
В процессе летных испытаний выяснилось что истребитель сохранил все превосходные качества P-51: высокую скорость, превосходную маневренность и обеспечиваемую 6 12,7 мм Браунингами в межфюзеляжной вставке (с 300 патронами на ствол) высокую огневую мощь. Которую при необходимости можно было усилить подвеской контейнера с еще 8 пулеметами.
Однако, дальний истребитель Р-82B на войну уже не успел. North American успела произвести до капитуляции Японии всего лишь 20 машин, заказ на остальные 480 отменили. В итоге, данная машина осталась в истории одним чкаловским рекордом Роберта Такера.
28 февраля 1947 P-82B серийный номер 44-65168 пилотируемый Робертом Такером (Robert E. Thacker) и вторым пилотом Джоном Ардом (John M. Ard) совершил беспосадочный перелет от Hickam Field (Гавайские острова) до LaGuardia Airport (Нью-Йорк) покрыв расстояние 4968 миль за 14 часов 31 минуту 50 секунд при средней скорости 342 мили в час. Этот самолет, названный в честь жены Такера Betty Joe (Бетти Джо), для перелета был оснащен четырьмя подвесными топливными баками под крыльями. Данный перелет стал самым длинным без дозаправки для истребителей с поршневым двигателем. Рекорд не побит до настоящего времени.
Однако, так как перевооружение ВВС реактивными истребителями затягивалось, в 1946 г. в производству Твин Мустангов как временной мере пришлось вернуться. В серию пошел дальний истребитель Р-82Е, вариант машины с американскими Аллисонами. а не британскими Мерлинами, и оснащенные бортовыми радарами истребители-перехватчики моделей F и G.
В итоге, истребитель перехватчик F-82G лейтенанта Хадсона ( Lt. William "Skeeter" Hudson) из 68th Fighter Interceptor Squadron не только размочил счет авиации войск ООН в Корейском конфликте, но и открыл счет ВВС США как самостоятельного вида Вооруженных Сил. Первый боевой вылет американской авиации в этой войне совершил взлетевший с авиабазы Itazuke в Японии F-82G лейтенанта Динса (Lt. George Deans) и оператора радара лейтенанта Олсена (Lt. Marvin Olsen) той же эскадрильи.
Первый воздушный бой Корейской Войны произошел 27 июня 1950 г. над авиабазой Кимпо, куда Твин Мустанги 68-й эскадрильи были занаряжены для прикрытия эвакуирующих лучших людей Южной Кореи транспортных самолетов.
Внезапная атака пятью северокорейскими истребителями патрулирующего над авиабазой звена F-82G с точки зрения внезапности полностью удалась. А вот с реализацией этой внезапности вышло похуже.
Зашедший в хвост Твин Мустангу FQ-357 (сер.№46-357) лейтенанта Морана (Lt. Charles Moran) северокорейский истребитель, опознанный американцами как учебный Як-11 (возможно, это был был использующийся в качестве разведчика или арткорректировщика Як-7У ) удачно обстрелял машину, но сбить ее не сумел. Про могучие открытия инженер-подполковника Григорьева, так радовавшие глаз борющихся с космополитизмом и преклонением перед Западом генералов и маршалов Советской Авиации, американцы, по понятным причинам не знали.
Самолет Морана на авиабазе Итадзука, в хвостовой части машины видны пробоины.
Та же машина в цвете. Самолет пропал без вести в боевом вылете 28 мая 1951 года, последний раз был замечен в 20 милях севернее 38 параллели.
Ее пилот лейтенант Моран погиб ранним утром 7 августа 1950 г. под Пусаном, "поймав" кабель линии электропередач в ходе штурмовки наземной цели.
Атакованная четверка американских истребителей сбросила подвесные баки и контратаковала. "Скитер" Хадсон взял в оборот атаковавший Морана истребитель. Его оператор радара лейтенант Фрейзер ( Lt. Carl Fraser) вспоминал про это так:
"Наша задача заключалась в обеспечении безопасности эвакуации на авиабазе Кимпо. На земле к северу от города шли бои, но наша задача заключалась в том, чтобы остановить любое воздушное нападение на самолеты C-47 и C-54, которые приземлялись и взлетали под нами.
Мы увидели, что по лейтенанту Морану стреляют, и зашли в хвост нападавшему. Эти пятеро противников пытались атаковать взлетавшие транспортники..Прежде чем пилот "Яка" успел среагировать, мы зависли у него на хвосте, поэтому он поднял нос чтобы скрыться в облаках. Но было уже слишком поздно, потому что мы были очень близки к нему. Мы своими глазами видели как он продирается через трассы. Мы выпустили хорошую очередь из всех шести пулеметов, и они нашли свою цель, вырвав куски стабилизатора и фюзеляжа "Яка". Он начал поворот вправо, но мы остались прилипшими к его хвосту. Лейтенант Хадсон выпустил еще одну очередь, которая поразила все правое крыло «Яка», в результате чего один из его бензобаков загорелся. Две секунды спустя его правый закрылок и элерон улетели, едва не попав в нас. Мы были так близко, что оба наших самолета чуть было не столкнулись.
Я ясно видел, как пилот повернулся и что-то сказал наблюдателю на заднем сиденье. Затем он отодвинул свой фонарь, вышел на крыло и снова сказал что-то своему заднему сиденью. У меня сложилось впечатление, что человек сидящий на заднем сиденье был серьезно ранен или мертв, потому что он даже не попытался выйти из подбитого истребителя. Пилот дернул за кольцо, и парашют раскрылся, утащив его с крыла, когда открылся купол. Воздушный бой происходил на высоте менее 1000 футов. Мы быстро развернулись на 180 градусов, чтобы увидеть, где приземлился пилот. Его парашют находился посреди большой группы южнокорейских солдат. Я полагал, что пилот сдался, но позже я узнал от южнокорейского майора, что пилот начал стрелять в его людей, и они открыли ответный огонь, убив его. В то время как мы кружили над сбитым пилотом, лейтенант Моран сбил Ла-7 (по факту видимо Як-9 1-го ИАП ВВС КНДР)"
Первая жертва американской авиации в Корее. Кинофотопулемет на самолете Хадсона не работал, однако Фрейзер успел сфотографировать сбитую машину ручной камерой.
Оба сбитых северокорейца подтвердили с земли. Командир 339-й эскадрильи майор Джеймс Литтл (Maj. James Little) через несколько минут заявил победу над еще одним Ла-7 (Як-9) севернее. С земли ее не наблюдали, но на счет майора она пошла. Еще несколько северокорейских машин по итогам дня посчитали сбитыми Твин Мустангами "предположительно". Реактивные F-80 по итогам дня зачислили в свой актив четыре победы.
Так как история поршневой боевой авиации подходила к концу, дальнейшем Твин Мустанги применялись не столько в качестве ночных истребителей-перехватчиков, сколько истребителей-бомбардировщиков (таскали в этой роли 25 НУРС или до 1814 кг бомб), весьма отличившись как ИБ при обороне Пусанского периметра в августе-сентябре 1950 г. и завершив Корейскую войну с боевыми потерями в 15 машин (все F-82G).
В связи бесперспективностью в роли дальнего истребителя и истребителя-перехватчика, и дороговизной как штурмовика, "Twin Mustang" был снят с вооружения ВВС США в середине 1953 года.
В СССР полное мыслей об интересах Родины "штурмовое лобби" билось за по всем показателям уступающий ему Ил-10 еще четыре года, пока не скрываемая выдача
|
</> |