Первые впечатления о камере FUJIFILM X-H1
podakuni — 26.02.2018Как вы уже наверное знаете, недавно FUJIFILM представили новую камеру — X-H1. Я подержал её в руках, поснимал ею, послушал мнения фотографов и операторов о новинке и сегодня хочу поделиться своими первыми впечатлениями об этом фотоаппарате.
Новая камера от FUJIFILM получила те же сенсор (X-Trans CMOS III), процессор (X-Processor Pro) и задний поворотно-откидной экран такой же как и у X-T2 (но у X-H1 с тач-скрином и управлением жестами). На этом, пожалуй, сходства заканчиваются и начинаются различия.
У X-H1 принципиально другой корпус, он специально сделан значительно усиленным. Переработана внутренняя структура шасси, оно у X-H1 из магниевого сплава и рассчитано на большие нагрузки:
Корпус X-H1
Байонет остался прежним (X-Mount), но он тоже переработан в расчёте на эксплуатацию с крупными и тяжёлыми кинообъективами (про них чуть ниже). У камеры теперь большой хват:
X-H1 в руке (фото dpreview.com)
К заметным особенностям X-H1, разумеется, можно отнести экранчик с параметрами настройки, расположенный в верхней части грипа:
Верхний дисплей X-H1
Он такой же как и GFX50s — энергонезависимый (не гаснет при выключении камеры), энергоэффективный (практически не разряжает батарею), настраиваемый (на него можно выводить те параметры, которые нужны именно вам) и хорошо видимый как на ярком солнечном свету, так и в темноте (у него есть симпатичная отключаемая подсветка). Экранчик великолепный, одним словом! Но, увы, он занял место колесика экспокоррекции, что расстроило многих фотографов.
Корпус камеры с новым покрытием, более цепким и стойким к царапинам. Разумеется, X-H1 — пыле- и влагозащищённый, гарантированно рассчитанный на работу при температуре от +40°C до -10°C (на деле, разумеется, диапазон шире, если смотреть по другим камерам).
Ещё одна особенность корпуса — внутри установлена большая плата, рассеивающая тепло (снимающие видео это оценят, уверен). Вот мы и дожили до радиаторов в фотокамерах:
Схематичное изображение расположения радиатора в корпусе камеры
Вес камеры получился на 100 граммов больше, чем у X-T2.
Это всё были заметные, полезные, удобные, но не очень ощутимые особенности. Далее поговорим про вкусняшки. =: ) Пожалуй, самым важным компонентом X-H1 стал встроенный стабилизатор матрицы (In-Body Image Stabilization — IBIS), который обеспечивает стабилизацию по "5 осям" (смещение вверх/вниз, вправо/влево и вращение по трём осям):
Схематичное изображение системы IBIS
По заявлению FUJIFILM, эта система с объективом XF35mmF1.4 выдаёт стабилизацию аж на 5.5 стопов! Чтобы было понятно, это если бы вы снимали с рук что-то и у вас с выключенной системой стабилизации изображение получалось несмазанным только на 1/100 секунды, то с активированной системой IBIS кадры будут резкими уже на выдержке 1/3 секунды или даже чуть длиннее! Проверяли, разумеется, это тщательно. На мой взгляд, результаты тут даже превосходят ожидания. Но про это чуть позже.
Для получения чётких снимков на длинных выдержках с рук одной системы IBIS мало. Поэтому у X-H1 есть ещё ряд технологических решений, направленных на получение кадров без смаза. Например, у камеры теперь есть целая система поглощения вибраций, которая направлена на то, чтобы минимизировать любые колебания, даже те, которые вызывает движение шторок затвора:
Схематичное изображение системы виброгашения
Ещё одна техническая особенность X-H1, нацеленная на получение снимков без смаза — это электронная передняя шторка затвора. Да, решение не ново, разумеется, как и IBIS. Но реализовано всё настолько грамотно, что снимать можно совсем без колебаний системы (shutter shock при работе с механическим затвором сведён к минимуму).
Очень круто, что механический затвор у X-H1 работает практически беззвучно! Звук затвора очень тихий и приятный. Он так и подначивает: Жми! Жми! Жми! И кадры один за другим падают на карточки. Кстати, слотов под карточки памяти тут и как у X-T2 — 2 штуки и оба поддерживают стандарт UHS-II.
И ещё у X-H1 полностью новая спусковая кнопка. Она не имеет резьбы для тросика, плоская и гладкая:
Вид на X-H1 спереди
Но самое главное — у неё очень короткий ход срабатывания и крайне чуткая реакция на нажатие! Поначалу это вызывало недоумение — такой лёгкий спуск приводил к массе нечаянных срабатываний и на флешке то и дело приходилось удалять фотографии своих ног и другие подобные случайные кадры. Потом к кнопке привыкаешь, и... Через некоторое время ловишь себя на мысли, что обычная кнопка спуска, которой оснащаются другие камеры FUJIFILM (да и не только, чего уж там) уже кажется каким-то длинноходным и расхлябанным механизмом, нажатие на который приводит к долгой паузе перед срабатыванием затвора и колеблет камеру! Примерно такое же ощущения я испытывал, когда переходил на новые клавиатуры Apple — сначала неприятие, а потом недоумение: как же я раньше мог работать на старых клавиатурах-то?!..
Из важных отличий — у X-H1 шикарный обновлённый электронный OLED-видоискатель с 3.69 миллионами точек и скоростью обновления в 100 кадров в секунду (в boost-режиме, по умолчанию — 60 fps, что тоже хорошо).
У X-H1 новый алгоритм системы автофокуса, который более уверенно работает в условиях слабого освещения, лучше справляется с мелкодетализированными текстурами и более уверенно следит за объектами при зуммировании. Но, полагаю, что он скоро будет доступен и для других камер X-серии со схожей начинкой (X-T2, X-T20, X-E3 и X-Pro2).
Кардинально изменено меню съёмки видео, теперь тут ещё больше настроек. И это не случайно, ведь X-H1 можно уверенно позиционировать как полноценный операторский инструмент: теперь пользователям доступны такие режимы съёмки, как 4K (4096×2160) @ 30p при битрейте 200 Мбит/с, Full HD (2048×1080) @ 60p на 100 Мбит/с и всякие прикольные slo-mo. F-Log теперь пишется сразу на SD-карту. Есть тайм-код и новая имитация плёнки ETERNA. Поддерживаются новые кинообъективы МКХ. И так далее, и тому подобное. Впрочем, про это поговорим чуть ниже.
Здесь я собрал все основные характеристики FUJIFILM X-H1:
Сенсор: | X-Trans CMOS III | APS-C | реальный размер: 23.6×15.6 мм | кроп-фактор: 1.5 |
Разрешение: | 24 Мп | максимальный размер кадра: 6000×4000 пикселей |
Чувствительность: | основные значения: ISO 200-12800 | расширенные значения: ISO 100, 125, 160, 25600 и 51200 |
Стабилизатор: | на основе сдвига матрицы с 5-осевой компенсацией | эффективность: 5 ступеней (по стандарту CIPA) |
Затвор: | механический: от 30" до 1/8000 с | электронный: до 1/32000 с | режим длительной выдержки: до 60 минут |
Дисплей: | поворотно-наклонный | тач-скрин | TFT | размер: 3" | 3:2 | разрешение: 1.040.000 точек |
Видоискатель: | встроенный | OLED | разрешение: 3.690.000 точек |
Автофокус: | гибридный: по контрасту + датчики фазовой фокусировки на сенсоре |
Серийная съёмка: | до 14 кадров в секунду (с электронным затвором) |
Видео: | 4K, 25/30 кадров в секунду, 200 Мбит/с | F-Log 8 bit |
Микрофон: | встроенный | стерео, 24 bit, 48 kHz |
Wi-Fi: | IEEE 802.11b/g/n |
Bluetoth: | Bluetooth 4.0 (с низким потреблением энергии) |
USB: | USB 3.0, микро-USB |
Вес: | 673 грамма с батареей и картой памяти |
Таблица сравнения начинки X-T2 и X-H1, чтобы было наглядно видно, как различаются камеры:
X-H1 X-T2 рядом
X-T2 | X-H1 | |
---|---|---|
Сенсор | APS-C, 24 Мп, X-Trans CMOS III | APS-C, 24 Мп, X-Trans CMOS III |
Процессор | X Processor Pro | X Processor Pro |
Затвор | механиеческий электронный |
механический электронный электронный по первой шторке |
Стабилизация | нет | матрицы, 5-осевая |
Wi-Fi | есть | есть |
Bluetooth | нет | есть |
ЭВИ | OLED 2.36 миллионов точек |
OLED 3.69 миллионов точек |
Экран | TFT поворотно-откидной, 3" (3:2) 1.04 миллионов точек |
TFT поворотно-откидной, 3" (3:2) 1.04 миллионов точек сенсорный управлние жестами |
Дисплей настроек | нет | есть |
Диски прямого управления | выдержка ISO экспокоррекция режимы съёмки режимы экспонометра передний (нажимаемый) задний (нажимаемый) |
выдержка ISO режимы съёмки режимы экспонометра передний (нажимаемый) задний (нажимаемый) |
Автофокус | фазовый автофокус с чувствительностью 0.5 EV | фазовый автофокус с чувствительностью -1
EV улучшена работа следящего автофокуса при зуммировании |
Встроенный F-Log | нет | есть |
Пресет ETERNA | нет | есть |
Максимальный битерйт видео | 100 Мбит/с | 200 Мбит/с |
Встроенный микрофон | стандартный | улучшенный (24 bit, 48 kHz) |
Режим подавления мерцания | нет | есть |
Зарядка от USB | есть | есть |
Причём, некоторые вещи из этой таблицы могут быть исправлены при помощи прошивки (они обозначены более тёмным тоном).
Ну, а теперь — немного личных ощущений от камеры.
Эргономика, размеры, вес
X-H1 в руках
В руках X-H1 лежит великолепно. Увеличение размеров, особенно рукоятки, сказалось самым положительным образом на удобстве хвата. Если для X-T20 мне нужен был дополнительный грип, а X-T2 хорош с относительно небольшими фиксами и зумами, то при помощи X-H1 уже отлично можно управляться с монстрами типа 100-400 — никакого намёка на дисбаланс, особенно, если камера с батарейным блоком.
Тут, правда, сразу пошли возмущения: мол, камера беззеркальная, а по размерам как зеркалка уже, непорядок! Вот, дескать, вам и вся компактность!.. Да, X-H1 не такой уж и маленький. Но если сравнивать с зеркалками, то он, всё же, заметно меньше. Например, вот он рядом с кропнутым Canon EOS 7D mark II:
X-H1 в сравнении с зеркалкой Canon EOS 7D mark II
Ах, постойте! Canon EOS 7D mark II не умеет же снимать 4K, ни в каком варианте... Хм... С чем же "зеркальным" тогда сравнить? Вот Canon EOS 5D mark IV, например, уже может 4K:
X-H1 в сравнении с зеркалкой Canon EOS 5D mark IV
Но, кстати, ни у того, ни у другого конкурента нет IBIS. Как и у других зеркальных камер, насколько я могу помнить. Так что ближайшим конкурентами тут будут камеры Sony и Panasonic. Те же беззеркалки, если уж на то пошло. Мало того, по размерам и там X-H1 смотрится нормально (со светосильными объективами 35 мм):
Sony A7R III + Sony Distagon T* FE 35mm f/1.4 ZA | Panasonic Lumix DC GH5S + Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 PRO | FUJIFILM X-H1 + XF23mmF1.4 R
NOTE: Предвосхищая волну возмущения: да, я знаю, что для этих систем есть более компактные объективы. Я выбирал их по углу обзора и по светосиле. Возможно, есть лучшие решения и что-то пропустил. Предлагайте! Тут не было задачи как-то специально показать большие размеры систем-конкурентов. Это просто картинка, показывающая, что X-H1 вовсе не Гулливер в стране Лилипутов, как его сейчас часто представляют, когда говорят про размеры новинки.
Так что тема каких-то ОЧЕНЬ больших размеров X-H1 мне кажется немного притянутой за уши. Хотите компактности? Купите X-E3 и снимайте фиксами! По технической начинке у этой камеры всё то же самое, что и у X-H1 (за исключением IBIS, пожалуй).
Пару слов стоит сказать про верхний дисплей и отсутствие колеса экспокоррекции. Сам дисплей кайфовый: как и на GFX — чёткий, хорошо видимый при любом освещении, настраиваемый. Но вот что колесо экпокоррекции пало жертвой этого дисплея — конечно не очень хорошо, как по мне. Да и многие другие фотографы отмечали этот момент. Операторы же просто пожимали плечами — им от отсутствия или наличия этого колёсика ни жарко, ни холодно.
Конечно, а-ля "никоновский" алгоритм (нажать кнопку "+/-" и крутить заднее колёсико) — это вопрос привычки (снимают же как-то никонисты? =: )). Но от хорошего отвыкать не хочется. Остаётся надеяться, что в новых прошивках как-то смогут придумать, как фотографам получить быстрый и удобный доступ к настройкам экспокоррекции.
И ещё один момент я бы тут добавил. Если говорить про сценарии использования поправки экспозиции, то лично у меня чаще всего возникает необходимость в этой настройке когда я снимаю сцены с большим перепадом яркостей. То есть, когда, например, хочется спасти яркое небо или вытянуть тёмные тени. Но с новыми камерами FUJI я стал замечать, что крайне редко использую эту функцию. Во-первых, потому что экспонометрия у последних моделей довольно точная. А во-вторых — отлично работает система расширения динамического диапазона (DD) и в результате часто ничего и вытягивать-то не нужно!
Это я не к тому, что, дескать, колесо экспокорреции убрали, и вот оно уже не и нужно. Я, как и многие фудживоды, тоже считаю "никоновское" управление поправкой экспозиции довольно неудобным. Я просто к тому, что сам инструмент стал реже использоваться и поэтому отсутствие отдельного колёсика экспокоррекции — это грусть, конечно, но не ужас-ужас-ужас, как я читал в комментариях. =: )
Из заметных минусов эргономики стоит, пожалуй, упомянуть только про дублирующую кнопку спуска затвора, расположенную на батарейном блоке. Она очень лёгкая (как и основная, разумеется) и расположена в таком месте, где на неё постоянно нажимаешь ладонью при переноске камеры. Так что, либо эту кнопку надо всё время блокировать (есть отдельный рычажок Lock, который отключает управление с батарейного блока), либо снимать без батарейного блока. Многие сказали про эту кнопку, так что, думаю, инженерам придётся поломать голову над решением проблемы.
IBIS
Модуль IBIS камеры X-H1
Про IBIS. Ответ на главный вопрос: работает! Да ещё как работает!
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/13 | 1" | с рук
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/9 | 1" | с рук
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/5.6 | 1" | с рук
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/22 | 2" | Станислав Васильев с рук снимает сэлфи в витрине на выдержку не то 4, не то 6 секунд
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/6.4 | 1/2 | с рук
Скажу честно, до недавнего времени я довольно скептически относился ко всяким системам стабилизации. Логика была такая — да, стабилизация помогает устранить небольшие колебания, это очень полезно на длиннофокусной оптике, но для обычных фокусных расстояний какие могут быть сценарии использования камеры с IBIS? Снимать при недостатке освещения? Репортаж в сумерках или в полутёмном помещении? Ну, так, фон можно получить резким, но люди-то будут смазанными! Они ходят, шевелятся, дышат в конце концов. Не репортаж? А что тогда? Пейзажи и видовые фото в режимное время? Но тут выдержка часто уже 1/10, 1/5, 1/2 или даже секунда-две. Стабилизатор такое не потянет, надо всё равно брать штатив. Вот и думал я, что технологии IBIS — это круто, но не совсем понятно где применимо. Кроме, разве что, видео, но про это будет отдельный разговор.
А когда попробовал X-H1 в деле, то понял, что стабилизатор — очень крутая штука. Можно снимать на длинных выдержках с рук. Например, у меня без подготовки получилось снимать на выдержке в 1 секунду. 2-секундные выдержки тоже можно освоить, но надо приноравливаться. Можно замахнуться и на 4 секунды, но тут надо подумать как правильнее камеру держать, как самому стоять и не дышать и всё такое прочее. У моего коллеги Стаса Васильева получилось сделать несмазанный кадр с рук на выдержке аж в 8 секунд! Совершенно фантастический результат, как по мне! То есть, по большому счёту, это означает, что штатив можно оставить дома.
Видео
- Во-первых, всё та же IBIS, которая, разумеется, довольно
заметно сглаживает тряску камеры при съёмке с рук (наглядная
демонстрация тут с 1:40):
- Во-вторых, много положительных моментов, связанных с качеством
видео. 4K теперь может быть записано с битрейтом 200 Мбит/с. Для
видео есть вариант 17:9 Digital Cinema Initiative (4K — 4096×2160 @
30p, Full HD — 2048×1080 @ 60p). F-Log (8-bit) теперь можно писать
сразу на карту памяти. Есть тайм-код. Новая имитация плёнки ETERNA
позволяет более аккуратно сохранить динамический диапазон сцены.
Есть беззвучное управление съёмочным процессом через тач-скрин. И
мало того, в ближайшем будущем в новых прошивках обещают ещё 14
каких-то нововведений, связанных с управлением съёмкой видео.
- В-третьих, вместе с камерой были представлены два
кинообъектива: FUJINON MKX18-55mm T2.9 и FUJINON MKX50-135
T2.9:
Это первые два полностью мануальных кинообъектива с байонетом X-Mount. Они сконструированы таким образом, чтобы при зуммировании не изменялся фокус и чтобы при работе объектив не "дышал" ("дыхание" объектива — это изменение угла зрения при фокусировке). При этом, они оба имеют постоянную светосилу 2.9 и абсолютно одинаковые габариты: совпадают не только длина и диаметр корпусов, но и все кольца настроек (фокуса, диафрагмы, зуммирования) — это позволяет быстро менять объективы не трогая обвес кинокамеры. Объективы относительно лёгкие (1080 граммов каждый) и недорогие (по меркам киноиндустрии, разумеется).
Надо полагать, что это только первые ласточки, ибо у подразделения FUJINON выпускается довольно много подобных объективов под другие байонеты и они пользуются популярностью у кинооператоров.
Думаю, если представить себе X-H1 как инструмент оператора, то многое встаёт на свои места: отсутствие колеса экспокоррекции (для видео оно не так нужно), дополнительный верхний дисплей (для контролирования параметров сверху и когда камера выключена), тач-скрин на откидном дисплее (удобная настройка параметров видеосъёмки), высокое качество видео, F-Log, тайм-код, ETERNA и многое другое. Вот оно! Относительно недорогое и очень качественное решение для съёмок видео.
Фото
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/9 | 1/1500
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/2.8 | 1/1250
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 5000 | f/2.8 | 1/80
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 45.5 мм | ISO 800 | f/9 | 1/420
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/8 | 1/2
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/11 | 1/15
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/14 | 1/15 | ETERNA
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 18.2 мм | ISO 3200 | f/2.8 | 1/25
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 200 | f/4 | 1/3800
XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR | 400 мм | ISO 800 | f/8 | 1/1250
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 1600 | f/2.8 | 1/80
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 22.7 мм | ISO 800 | f/2.8 | 1/125
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/8 | 1/2500
XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/13 | 1/400
Однако, в этой части не обошлось без сюрпризов. Например, на таком же железе автофокус X-H1 работает ощутимо быстрее и он более цепкий, чем у X-T2. Особенно это заметно в следящем режиме и при работе с большими зумами, типа 100-400.
Пока на этом всё, пожалуй. Быстрое знакомство с камерой показало, что это очень интересное решение для тех, кто хочет иметь серьёзный инструмент как для фото, так и для видео. Дальше будем посмотреть, как говорится. Пишите свои вопросы в комментарии, постараюсь ответить на всё, что упустил в этом кратком обзоре.
|
</> |