Первая атака боевого робота
vikond65 — 28.10.2022Сейчас, когда наступает звездный час боевых дронов-камикадзе, нелишне будет вспомнить, что ровно 105 лет назад, 28 октября 1917 года, состоялось первое относительно успешное применение беспилотной дистанционно-управляемой боевой машины против другой военной машины. Германский скоростной глиссер "Фернленкбот" (сокращенно - FL-boot), управляемый по проводу с берега, таранил английский монитор "Эребус", участвовавший в блокаде бельгийского побережья.
Максимальная дальность действия этого оружия составляла 20 километров - такова была длина кабеля. Однако на такой дистанции управлять небольшим катером было невозможно, он просто теряется из виду. Поэтому атаку сопровождал гидросамолет, с которого по радио передавались на пульт управления данные о направлении движения "Фернленкбота". В соответствии с этими данными оператор осуществлял корректировку курса.
Система получилась довольно сложной и инерционной, но она сработала, глиссер врезался в "Эребус" прямо посередине корпуса. Контактный взрыватель подорвал 700-килограммовый заряд, однако монитор не затонул. Его спас укрепленный вдоль борта противоторпедный кессон, принявший на себя энергию взрыва. "Эребус" своим ходом ушел в порт на ремонт.
"Фернленкбот" был разработан в 1915 году на фирме "Сименс" по заказу германского ВМФ. В том же году построили опытную партию из 12 таких катеров, часть из которых направили на западный фронт - во Фландрию, а остальные - на восточный - в Курляндию. Первая попытка их применения была отмечена еще 24 апреля 1916 года, но тогда из-за отказа рулевого управления катеру пришлось дать команду на самоликвидацию.
25 сентября 1916 года в очередной атаке у глиссера заглох мотор и его вновь пришлось уничтожить во избежание захвата противником. 1 марта 1917 года - первый успех, "Фернленкбот", управляемый с борта боевого корабля, подорвал английскую береговую батарею, охранявшую вход в порт Ньюпорта. 6 сентября еще один катер атаковал британский блокадный монитор, но был вовремя замечен и потоплен его скорострельными противоминными пушками. Так же закончилась предпринятая 3 ноября попытка таранить русский эсминец в Рижском заливе.
В 1918 году оставшиеся "Фернленкботы" переоборудовали под "чистое" радионаведение с гидропланов. 25 мая была предпринята единственная атака "радиоглиссера", но она не увенчалась успехом из-за поломки радиостанции на самолете-наводчике. Неуправляемый глиссер проскочил мимо цели, а потом на нем сработал смоликвидатор.
В общем, "Фернленкботы" значительно опередили свое время. Идея была хорошая, но недостаточная надежность тогдашней техники и нехватка времени на ее отладку, не позволила ей реализоваться в полной мере.
На заставке - изображение "Фернленкбота". Этот катер длиной 13 метров и водоизмещением 6 тонн оснащался 200-сильным авиационным бензиновым двигателем "Майбах", позволявшим развивать скорость до 30 узлов.
Чертеж "Эребуса" с противоторпедными кессонами
Послевоенный снимок того же монитора уже без них.
Единственная фотография "Фернленкбота" более-менее приличного качества, которую мне удалось найти в интернете. Очевидно, это оружие считалось секретным, а потому - крайне редко попадало в объективы фотоаппаратов.
|
</> |