Personal Luxury Pontiac: старший брат GTO
ukko_lintunen — 03.12.2022 В прошлой публикации мы познакомились со знаменитым "мускул-каром" Pontiac GTO 1967 года, развитием "хулиганской выходки" Джона ДеЛореана и Эллиота Эстеса (главного инженера и руководителя Pontiac Division of GM, соответственно), которая и стала родоночальницей этого класса автомобилей. Но, если модели Pontiac GTO и Pontiac Firebierd относительно известны, то "старшая" линейка марки для многих – "Терра инкогнита" (terra incognita, "неизвестная земля", лат.).Если ознакомиться с каталогами американских марок автомобилей конца 1960-х, то можно заметить, что компании продолжали практику 1950-х, когда в основе большинства моделей лежит одна-две платформы и один-два кузова в различных модификациях. В полной мере это относилось и к Pontiac: модельный ряд этой марки в конце 1960 и начале 1970-х гг. представлял собой,условно, три машины – компактный двухдверный "пони-кар" Firebird; средняя платформа, на которой выпускались модели Tempest. LeMans и GTO; и полноразмерная платформа, на которой выпускались модели Bonneville, Catalina и Grand Prix.
О самой дорогой и престижной версии последнего сегодня и пойдёт речь. Лимитированная, эксклюзивная серия Pontiac Grand Prix SSJ Hurst 1971-1972 гг. – ярчайший представитель американского класса Personal Luxury на самом пике эпохи, когда литраж и мощность двигателя росли год от года, а показатели расхода бензина никого не напрягали. Мощь, размер и роскошь имели значение.
Как и в случае с GTO, Джон ДнЛореан (John DeLorean) имел отношение к созданию модели Pontiac Gran Prix, будучи главой отдела передовых разработок подразделения Pontiac. Но, если GTO создавался, как "хулиганский проект вопреки воле GM", то Grand Prix появился вполне респектабельно – как модель, призванная удовлетворить запросы покупателей полноразмерных автомобилей Pontiac, которым немного не зватало динамики Bonneville – самой роскошной версии марки.
Первое поколение Pobtiac Grand Prix появилось в 1962 году и предлагалось покупателем по цене от 3490 долларов (около 31.700 долларов по курсу 2022 года), став самой дорогой машиной этой марки. Продажи были удовлетворительными (почти 167 тысяч автомобилей за три года), и в 1965 году появилось второе поколение Grand Prix, которое тоже неплохо продавалось
В 1969 году пришло время третьего поколения Grand Prix. По указанию Д.ДеЛореана, для Pontiac Grand Prix ифд разработан собственный кузов, отличавшийся от Bonneville и Catalina. Grand Prix выпускался только в двухдверном варианте, поэтому, по сравнению с Catalina, его колёсная база была на три дюйма короче, а капот стал самым длинным за всю историю Pontiac. Названия версий Grand Prix были позаимствованы из номенклатуры Duesenberg Model J для уровней отделки салона "J" и "SJ". Кузов 1969 года претерпел серьезную модернизацию в 1971 году, а в 1970 и 1972 модельных годах были внесены незначительные изменения в детали.
Стандартным для Grand Prix 1970 года был двигатель V8 объёмом 6,6 литра, выдававший 350 л.с., а в качестве опции предлагался 7,5-литровый V8 мощностью 370 л.с. В 1971 году двигатели существенно потеряли в мощности (300 л.с. и 325 л.с. соответственно) в рамках корпоративного указа GM, который требовал, чтобы двигатели использовали низкооктановый обычный этилированный бензин с низким содержанием свинца, или неэтилированный бензин, начиная с 1971 модельного года.
Здесь следует сделать небольшое отступление, чтобы упомянуть такую незаурядную личность, как Джордж Хёрст (George Hurst). Более подробно об этом человеке можно прочитать, например, здесь. Скажу главное: фирма Hurst Perfomace прославилась крнструкцией переключателя передач, который позволял делать это вручную, серьёзно ускоряя переключения автоматической коробки (большинство американских автомобилей оснащались автоматическими трансмиссиями по умолчанию). Как раз в середине 1960-х Хёрст, через знакомых своего знакомого, вышел на отдел разработки Pontiac, которые работали над "заряженной" версией Pontiac Catalina, и предложил им свой "шифтер". Испытав разработку Hurst, инженеры Pontiac сделали этот шифтер стандартным оборудованием для Perfomance-версии автомобиля.
Джордж Хёрст не упустил свой шанс, и отправился в рекламное турне, заключая контракты со всеми гоночными командами, попадавшимися под руку. Одним он продавал свои шифтеры, другим – приплачивал за рекламу. Стратегия себя оправдала полностью: вскоре гонщики всей страны уже знали о спортивных шифтерах Hurst и, если еще не имели их, то очень хотели: ведь одним из самых простых способов улучшить время на "квотере" (quarter, т.е. "четверть мили" – стандартная дистанция в дрэг-рейсинге) стала установка напольного шифтера Hurst вместо штатного, на рулевой колонке.
General Motors не приветствовали существование сторонних производителях запчастей для своих автомобилей. Впервые исключение было сделано именно в отношении Hurst Perfomance. Эллиот Эстес (руководитель подразделения Pontiac) убедил больших боссов GM, что упоминание этого бренда положительно скажется на продажах, и не ошибся. Впоследствии Hurst edition и его производные появились у другого подразделения GM – Oldsmobile. Hurst Performance привлекались к разработкам серийных и гоночных автомобилей GM, в частности – Chevrolet Corvette C3.
Другие компанияя "Большой Тройки" также оценили популярность у гонщиков и коммерческий потенциал бренда Hurst. Так, существовали лимитированные Hurst-версии Chrysler (но о них – в другой раз).
Так как, в соответствии с требованиями GM, никакие модели подразделений концерна не могли комплектоваться двигателями, равными или превышающими по мощности двигатель Chevrolet Corvette, Pontiac и Hurst Perfomance использовали такую схему: Хёрст покупал отдельно двигатели, и отдельно - автомобили, соединяя их самостоятельно. Тем самым, выполнялось требование руководства концерна, а покупатели получали максимально заряженные "Понтиаки". Правда, в 1971 году вступили в силу новые требования расчёта мощности двигателя: начиная с 1972 модельного года (т.е. уже с сентября 1971 г.) должны были учитываться потери на впуск, выпуск и привод навесных агрегатов, что резко снизило паспортную мощность всех "мускул-каров". В результате, огромный двигатель Pontiac Grand Prix SSJ Hurst стал выдавать всего 250 л.с., что, вместе с начавшимся мировым нефтяным кризисом, стало приговором для многолитровых дорожных "дредноутов"...
Пакет опций SSJ Hurst стоил $1147 (примерно 8500 современных долларов) делал и без того "топовое" купе Pontiac абсолютно эксклюзивным. Чтобы получить машину такой комплектации, покупатель должен был купить Grand Prix цвета Cameo White или Starlight Black с пакетом опций SJ. Заказанный автомобиль отправлялся с завода Pontiac в Hurst Perfomance, где на кузове и в салоне размещались шильдики SSJ Hurst, наносилась дополнительная окраска в цвет Fire Frost Gold, устанавливались 7,5-литровый двигатель V8 с 4-камерным карбюратором Rochester Quadrajet, опциональные колёса с фирменными дисками Hurst Honeycomb (с рисунком в виде пчелиных сот) или знаменитые диски American Racing, также выкрашенные в золотой цвет, автоматическая коробка передач с селектором Hurst, виниловая крыша Landau и люк с электроприводом. В пакет входили система охранной сигнализации и система защиты колёс (вероятно, имеются в виду болты-"секретки"),
Кроме того, за отдельную доплату в сумме $2100 (около 15,5 тыс. долл. сейчас), в машину можно было устанавить радиотелефон (с дисковым набором), бортовой компьютер Roll Control и портативный телевизор Sony TV-940.
Всего за 1970-1972 год было построено 450 экземпляров Grand Prix SSJ Hurst. К сожалению, не смог найти приличной фотографии машины чёрного цвета. Также встречается информация, что, среди построенных, были машины серебристого и тёмно-зелёного цветов.
Известная в кругах собирателей фирма Neo Scale Models выпустила две версии этого "Понтиака" из смолы – соответственно, белого и чёрного цвета. В мою коллекцию попала чёрная модель, артикул которой – NEO44117.
Лично меня, в первую очередь, впечатлили уникальные "сотовые" диски. И, конечно, капот – площадью "чуть меньше Техаса".
Донышко традиционное для Neo. Просто место для ндписей и пара глушителей с выхлопными трубами ))
Открытый люк в крыше даёт чуть больше возможностей заглянуть в салон.
ГРАНДиозноый "Понтиак"!
Внушительно, как ни крути. Большие и роскошные (по европейским меркам) автомобили класса Gran Turismo кажутся маленькими и тесными малолитражками, по сравнению с монументальным великолепием американских Personal Luxury.
Выше я уже провёл параллель между капотом Pontiac Grand Prix и самым большим американским штатом. Номерная табличка сзади подтверждает: "Это Техас, детка!" ))
Кстати, о них – о красотках, которых американцы любят называть "детка" (Baby). В рекламе Pontiac Grand Prix SSJ Hurst (выше) можно увидеть Линду Вон (Linda Vaughn), обладательницу титула "Miss Hurst Golden Shifter" – популярная в 1960-1970 гг. модель и "лицо" бренда Hurst Perfomance.
Мои "модели моделей" тоже охотно позировали с "Понтиаком" и, думаю, справились очень хорошо:
Сегодняшний рассказ, на этом, заканчивается, но тема Personal Luxury только начинается. Кроме того, в моей коллекции есть ещё одна модель автомобиля, непосредственно связанная с Hurst Perfomance. О ней и поговорим в следующий раз.
Надеюсь, получилось интересно.
Благодарю за внимание!
|
</> |