Пермь. От Комсомольской площади к берегу Камы.
flackelf — 07.11.2023 По правде говоря Пермь меня сильно удивила. Не знаю как тут было 5-10-40 лет назад, но то что я увидел сейчас - произвело достаточно сильное впечатление. Этот уральский миллионник прямо на глазах преображается и превращается в ухоженный, современный и зажиточный город. Может оно и к лучшему, что я в былые времена тут не бывал. Хотя я не могу знать - как оно было когда-то.Одна сцена из далекого киевского детства все время всплывает в моей памяти по этому поводу. Дело было в переполненном киевском троллейбусе, где-то рядом с Крещатиком, в году примерно 1976-77-м. Один мужчина высказал недовольство по поводу организации городского транспорта в Киеве или чего-то в салоне троллейбуса, добавив при окончании своих слов - "а вот у нас в Перми..."
В это мгновение наверное у половины присутствующих в салоне что-то стало с лицом и тут как началось.. Более всего резанула очень грубо и пренебрежительно сказанная фраза, которая мне ещё почти ребёнку, почему-то на всю жизнь сильнее всего запомнилась - "а что там у вас в Перми - пьянь перекатная, знаем". Я не мог понять - отчего это взрослые вдруг так озверели. В какой-то момент стало страшно неприятно, ведь это сильно расходилось с той советской действительностью, которой пичкали с телевизора, а также в школе.
Ну да ладно, возвращаемся в год 2023-й.
1. Комсомольская площадь, которая расположена в южной части центра города, где ещё 100 лет назад была окраина.
Застройка очень красивая, полностью сталинская, основу которой закладывали ещё до войны, после открытия громадного завода "Пермские моторы". Он тогда был просто номерным, без названия.
Доминантой площади является послевоенное высотное здание ГУМВД, имеющее дурацкое прозвище "башня смерти". Эта высотка видна в южной перспективе Комсомольского проспекта, от самого его начала у берега Камы. В последние несколько лет площадь и фасады зданий, как и почти весь город, подверглась капитальной реконструкции.
2. Здание управления МВД построено в 1952 году в стиле сталинского неоклассицизма.
3.
4.
5.
6.
7. Мозаика 70-х годов на торце одного из домов.
8.
9.
10. Пермский строительный колледж.
11. Комсомольский проспект ( на городском сленге - "Компрос") - главная осевая магистраль всего центра города. Идет от набережной Камы на юг города, к громадному Авиамоторному заводу. Основной отрезок проспекта, это прямая линия от Спасо-Преображенского собора, который стоит над берегом Камы и до Комсомольской площади с ее "башней смерти" (здание ГУМВД). Это две доминанты проспекта, которые видны в его противоположных концах.
В южной части проспекта преобладает сталинская застройка, в северной уже много дореволюционных зданий, которые впрочем "разбавлены" типовыми советскими домами, внешний вид которых сильно изменен к лучшему после масштабной реконструкции. В трех местах проспект пересекает трамвайная линия.
После работ по реконструкции всё выглядит более чем достойно, не хуже чем например в столице Белоруссии, которая славится своим благоустройством.
12. По сути это центральный городской бульвар, с благоустроенной прогулочной зоной посередине.
13. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Жилой дом «Дом ученых». Построен в период с 1948 г. по 1955 г. Элитный по тем временам, с улучшенной отделкой квартир. В Перми абсолютно все ученые делом занимались, в отличие от национальных республик.
14. Повсюду новые автобусы в одинаковой городской фирменной ливрее.
15. Еще одна доминанта Комсомольского проспекта. Здание «Пермэнерго». Построено в 1953-1956гг.
Тут проспект пресекает трамвайная линия, причем как мне сказали - недавно построенная.
16.
17.
18.
19. Школа. Здание сильно похоже на довоенное.
20. Здание бывшего кинотеатра «Октябрь», ныне детский развлекательный центр. 1944 год постройки.
За ним расположен Парк имени Горького.
21.
22. Обычные пятиэтажки, после работ по реконструкции наружной части здания.
23. Памятник архитектуры федерального значения. Бывшее Кирилло-Мефодиевское училище. Построено в 1912 году. Архитектор В.А.Кендржинский.
24.
25. И современный ЖК "Онегин".
26. Дома на Октябрьской площади. В том числе Прокуратура Пермского края.
27. Можно и типовые советские дома сделать красивыми.
28.
29. "Пермяк - солёные уши". И другие городские скульптуры на Комсомольском проспекте Перми.
30.
31.
32. ЦУМ. Год постройки - 1965.
33.
34. Бывший Губернский детский приют. Построен в 1895 году.
35. Крупнейший на Западном Урале и в городе Перми гостиничный комплекс «Урал».
А когда ее построили?
36.
37.
38. Улица Ленина (Покровская). Тоже одна из главных в городе.
39.
40.
41. Храм-часовня Святого Стефана Великопермского. Построена в 1887 году. И здание православного паломнического центра.
42. Видно начало Комсомольского проспекта, которое венчает колокольня Спасо-Преображенского собора.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50. Спасо-Преображенский собор. Один из символов города. И Архиерейское подворье.
Построен в 1793-1832 годах. В советское время был закрыт.
В 2010 году была освящена колокольня собора, и на нее водрузили крест.
До 2023 года здание собора занимала Пермская государственная художественная галерея.
51. Памятник Николаю Чудотворцу.
53. На пересечении с улицей Монастырской.
54.
55. Улица Монастырская. В перспективе - мечеть и православный собор.
56.
57.
58. Уже предвкушаю красивую видовую точку.
59.
60. Всё как я люблю.
Река Кама, железная дорога, набережная. На той стороне видны леса, похожие на таёжные. И в целом довольно холодно и ветренно - северо-западный Урал всё таки.
61. Кстати в Перми, с 2018 по 2020 год, пытались закрыть и демонтировать железную дорогу в центре города, на участке Пермь I - Пермь II. Конечной должна была стать станция Пермь I, с подходом к ней с севера, со стороны Мотовилихи.
Это разорвало бы Пермское жд кольцо. И Движение действительно на какое то время остановили, приготовившись к демонтажу линии. Какое-то "городское общественное пространство" хотели обустроить на ее месте. Тогда весь город поднялся против решения местных чиновников, причем от либерды до патриотов. Писали письма в Москву и даже митинговали. Решение было отменено. И посмотрите как хорошо сейчас железная дорога вписывается в пейзаж вместе с новой отреставрированной набережной.
Но тоннель у станции Пермь I конечно надо капиталить. Он очень старый, а это может потребовать остановки движения, которое тут - 27 пар (электричек) в сутки.
62. Коммунальный автомобильный мост через Каму. Построен в 1967 году. Узкий и уже не справляется с потоками машин. Еще есть два моста через Каму. Один севернее через плотину ГЭС, он существовал с 50-х годов и до 1967 года был единственным. Второй - западнее, фактически на самой окраине, на автомобильном обходе города.
63. Ротонда.
64.
65.
|
</> |