Переворот или революция?

топ 100 блогов sapojnik05.11.2017 «Как хорошо, что я не люблю спаржу! – сказала Алиса. – Ведь если бы я ее любила, то я должна была бы ее съесть – а я ее терпеть не могу!» Многие помнят этот прекрасный пример «абсурдной логики» из Льюиса Кэрролла. Однако в данной шутке «есть только доля шутки» - такая «логика» присуща не только Алисе, она присуща очень многим из нас…

Прекрасный пример – с «октябрьским переворотом», 100-летнюю годовщину которого мы отмечаем на днях. Надо сказать, что «переворотом» его стали называть относительно недавно – лишь в конце 80-х годов прошлого века, по мере нарастания Перестройки и «нового мышления». До этого события октября 1917-го года назывались исключительно «революция», ВОСР, «Великая Октябрьская Социалистическая Революция».

«Переименование» ВОСР в «переворот» с самого начала носило очевидно политический характер. Собственно, «переворот» стали активно употреблять в своей речи все сторонники Перестройки и недовольные КПСС граждане – а держаться за «революцию» продолжили ретрограды и коммунистические анахореты; однако, поскольку в СМИ во все большей пропорции преобладали именно ненавистники советской власти – постольку и обозначение «переворот» становилось все более и более употребительным, все дальше и дальше вытесняя «революцию».

По сути, эти слова стали своего рода маркером, по которым люди из разных лагерей узнавали своих: говоришь «Октябрьский переворот» - значит, ты западник, сторонник перестройки и противник коммунистов; «революция» - соответственно, наоборот.

В чем тут прикол? Прикол будет, если мы хотя бы на миг отвлечемся от политического и идеологического противостояния и сделаем крайне непопулярную и «лишнюю» с точки зрения пламенных борцов за что бы то ни было вещь – а именно, попытаемся разобраться в истинных значениях слов. Нам не понадобится много времени, чтобы понять различие между «переворотом» и «революцией»: оно в том, что в первом случае происходит насильственная смена власти БЕЗ изменения общественного строя, а во втором С изменением общественного строя.

С этой (общепринятой) точки зрения, когда Екатерина, заручившись поддержкой гвардии, отправляет Петра Третьего в крепость, сама усаживаясь на трон вместо него – она совершает переворот; когда Александр устраивает Павлу «апоплексический удар» табакеркой по кумполу, также садясь на трон вместо него – он тоже совершает переворот; да, в общем-то, и Брежнев сотоварищи, тайно собирающий, при поддержке армии, Пленум КПСС, отправляющий во внезапную отставку Хрущева – тоже совершает переворот.

И соответственно, наоборот: когда французский народ берет штурмом Бастилию, а потом гильотинирует короля и провозглашает Республику – он совершает революцию (Великую Французскую), потому что меняет не только власть, но и государственный строй – с монархии на буржуазную республику.

Что же тогда имело место в Октябре (ноябре) 17-го в России? Очевидно, что революция, и именно социалистическая. Даже если не хочется соглашаться с большевиками хоть в чем-то, это не может распространяться на "дважды два четыре"! В октябре 17-го, нравится нам это или нет, но в стране сменилась не просто правящая верхушка, но именно строй: была отменена частная собственность, объявлена война "буржуям" и т.д. Если употреблять слова в их значениях, то имела место революция.

Тут мы приходим к любопытному вопросу: отчего ж тогда множество людей с таким упорством по сию пору твердит про "переворот"? Ведь зачастую это люди достаточно образованные, многие с высшим образованием, многие из них умеют пользоваться словарями и гуглом; неужели они за 20 с лишним лет не поняли, что делают элементарную терминологическую ошибку? (наверняка ведь и сюда придут, чтобы заниматься заведомо безнадежным делом - отстаивать свое право называть революцию переворотом).

И чтобы понять причины этого упорства, нам надо вернуться к примеру из эпиграфа - к кэрроловской Алисе. Все дело - в общем совковом бэкграунде, который довлеет равно как над нашими западниками, так и над советскими патриотами. Все мы родом из совка с его тотальной, начинавшейся буквально с младших групп детского сада (я нисколько не преувеличиваю) пропагандой. Совковое воспитание буквально в подкорку всех "рожденных в СССР" вбило положительную коннотацию слова "революция". То есть революция - это хорошо! Контрреволюция - плохо, а революция - хорошо. Книги, фильмы, спектакли, детские раскраски, песни, оперы - все вбивало в нашего человека эту связку: революция - это хорошо, революционеры - хорошие люди по определению; все те, кто против революции, контрреволюционеры - гады и мерзавцы тоже по определению. Хорошее слово - революция!

ПОЭТОМУ те из нас, кто является противником совка и советской власти, как только стало "можно" - дружно отказали ВОСР в праве называться "революцией". Ведь "революция - это ХОРОШО! А мы-то считаем, что то, что произошло в Октябре, это ПЛОХО! Как же мы можем называть ХОРОШИМ СЛОВОМ что-то очень плохое??"

Вслушаемся в эту музыку абсурда: мы не будем называть октябрьскую революцию революцией, потому что "революция" - это хорошее слово, а мы считаем, что революция - это очень плохо! Алиса кланяться велела. Льюис Кэрролл был бы в восторге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
...
Тебя накормит, себя накормит... Примерно так можно сказать, если перефразировать знаменитую фразу из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Но все это лирическое отступление от жизненной реальности. А реальность такова, отправляясь в путешествие на Байкал, я как всегда ...
Сегодня прошел митинг в поддержку экологии во Владивостоке. О нём я напишу, конечно, но этот пост о другом. Подавляющее большинство нелегальных точечных строек в городе осуществляются по причине выданных по серым схемам разрешений на землю беглым бывшим мэром Владивостока Владимиром ...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Поскольку вчера все орали  "Не надо судить по первой серии, ближе к третьей они там раскочегарятся!"  Колобок таки досмотрел ...