ПАСТОРАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ: ТИЦИАН, ДЖОРДЖОНЕ ИЛИ КТО-ТО ДРУГОЙ
nikonova_alina — 06.08.2021Часть 1.
Картина, о которой я собираюсь рассказать, является
хрестоматийным образцом венецианской живописи начала 16 века,
произведением, без котором немыслимо ни одно исследование,
посвященное итальянскому Возрождению, и при этом загадки вокруг
него только множатся. Кажется даже, что чем больше его изучают, тем
непонятные оно становится.
А началось все в 1849 году, когда Данте Габриэль Россетти
отправился в Париж и посетил Лувр в поисках новых художественных
впечатлений и источников вдохновения. И наиболее сильное
воздействие на него оказал именно "Пасторальный концерт", который в
то время достаточно однозначно приписывали кисти Джорджоне.
Впечатления Россетти были столь сильны, что после похода в музей он
тотчас написал стихотворение, которое позднее (для публикации в
сборнике стихов 1870 года) немного переработал:
На Венецианскую пастораль Джорджоне, в Лувре
Пусть утолит полдневный жар вода,
Но медленно кувшинчик опускай.
Послушай, как лепечет через край
Пугливая струя. Тиха, тверда,
Спит в небе жарком облаков гряда.
Струна виолы плачет под рукой,
Смолкают лица тёмные. Покой,
Грусть полного блаженства. И куда
Глядит она, от всё надутых губ
Отняв свирель, её бедро травой
Одето свежей? Пусть фигура та
Погрезит. Помолчи, не будь с ней груб,
А то начнёт рыдать. Оставь живой
Жизнь, лёгшую Бессмертьем на уста.
Пер.Вланес
Собственно говоря, именно Россетти и привлек внимание специалистов
и любителей искусства к этой необыкновенной картине, до того
момента мало кого интересовавшей.
Впрочем, существует мнение, что первым "Пасторальный концерт"
открыл всё-таки Делакруа. В 1824 году он увидел картину в Лувре,
написал с нее копию, которая не сохранилась, а затем, вдохновившись
создал своих "Алжирских женщин".
Позднее "Концерт" копировали Эдгар Дега и Анри де Фантен-Латур. А Эдуард Мане, увидев картину, воодушевился ничуть не менее Россетти, и в итоге написал "Завтрак на траве", заложив тем самым основы нового художественного стиля.
Провенанс "Пастрального концерта" прослеживается примерно с
начала 17 века, то есть разрыв между временем её написания, которое
однозначно определяется как 1511 год, и временем первых
документальных упоминаний о ней, составляет около ста лет. Тогда
картина принадлежала семейству герцогов Гонзага и находилась в их
резиденции в Мантуе. Примерно в 1627 году через посредничество
графа Арундела, близкого друга Карла I, картина была приобретена
для английского короля.
После английской революции 1649 года королевские коллекции были
распроданы и рассеяны по Европе, и "Концерт" очутился в руках
немецкого коллекционера и банкира Эберхарда Ябаха. Тот в свою
очередь перепродал картину Жану-Батисту Кольберу. В 1671 году она
оказалась в коллекции французского короля, затем перешла в руки
герцога д'Антена, сына фаворитки Людовика XIV маркизы де Монтеспан
(единственного из её детей, рождённого от мужа, а не от короля).
После смерти герцога, случившейся в 1736 году "Концерт" попал в
Версальский дворец, откуда в 1792 году комиссия, занимавшаяся
изучением и перераспределением королевских художественных коллекций
и отправила его в Лувр, где он пребывает до настоящего времени.
Продолжение следует...