«Парящие» поезда: близкие и далекие перспективы скоростных железнодорожных линий
foto_history — 15.03.2022В последнее время железнодорожный транспорт, некогда занимавший доминирующие позиции в развитых странах, под натиском автомобилей и самолетов в значительной степени сдал их. Однако развитие новых видов транспорта привело к возникновению новых проблем: загрязнению окружающей среды, заторам на дорогах, шуму и т. д. Поэтому сейчас вновь возрастает интерес к железнодорожному транспорту, но, конечно, значительно усовершенствованному по сравнению с прежним. Так, в ряде стран уже функционируют скоростные железнодорожные линии. Но, как считают многие специалисты, будущее этого вида транспорта лежит скорее за аппаратами, способными «парить» в воздухе, чем за колесно-рельсовыми системами современного типа. О работах по созданию подобных поездов завтрашнего дня рассказывает английский научно популярный журнал.
«Трансрапид 04» на электромагнитной подвеске
«Индевер», Оксфорд:
За последние 20 лет железные дороги перестали быть главным средством пассажирских и грузовых перевозок в развитых странах Западной Европы. Так, в 1975 году доля автомобильного транспорта. B общих пассажирских перевозках в ФРГ составила 91%, а железных дорoг - всего 7 процентов. Резкое увеличение объема автомобильных воздушных перевозок породило серьезнейшие проблемы: по требовалось, в частности, значительное расширение сети автомобильных дорог, а создаваемый самолетами шум и загрязнение окружающей среды причиняют значительные неудобства населению.
Поэтому специалисты вновь обращают самое пристальное внимание на рельсовый транспорт. Осуществляются программы. направленные на повышение его привлекательности для пассажиров. Они уже привели к расширению существующих или строительству новых железных дорог, к созданию внутригородских железнодорожных систем и разработке во Франции, Италии. Великобритании и ФРГ более мощных поездов, рассчитанных на скорости, превышающие 200 км/ час.
***
Транспорт будущего
Возможности электромагнитной подвески вызывают растущий интерес и за пределами ФРГ. Так, в 1977 году экспериментальный аппарат одной японской авиакомпании развил на испытательном пути протяженностью 1.3 км скорость 268 км/час. Авиакомпания надеется, что через несколько лет недавно построенный аэропорт в Нарита можно будет связать с Токио линией, обслуживаемой составом на электромагнитной подвеске. Новые «бесконтактные» аппараты разрабатываются с целью их использования в высокоскоростных системах с направляющими рельсами, которые к 2000 году свяжут общей сетью наиболее крупные города Западной Европы ропы.
С учетом проектов подобной сети и технических характеристик подвесного транспорта первоначальные требования к высокоскоростной рельсовой системе транспорта, основанной на использовании бесконтактных подвесных транспортных средств могут быть сформулированы следующим образом:
1. Среднее расстояние между крупнейшими городами Западной Европы составляет от 150 до 200 км. Размещение станций должно гарантировать хорошие связи с существующими инфраструктурами.
2. Для того, чтобы наряду с сокращением времени пробега обеспечить приемлемый уровень потребления энергии и капитальных и эксплуатационных расходов, скорость пассажирского транспорта должна составлять примерно 400 км/час.
3. На главных маршрутах дорога должна быть двухпутной, и на трассе не должно быть поворотов пути с радиусом менее 4 тысяч м или уклонов более 3.5 процента. Предпочтительнее сооружений надземных путей.
4. Используемые поезда должны иметь от 200 до 600 посадочных мест. При минимальном интервале между поездами 5 минут такие дороги будут обладать пропускной способностью от 8 до 24 миллионов пассажиров на каждый километр пути в год. Движение поездов будет в основном автоматизировано, а безопасность и комфорт должны быть сравнимы c безопасностью и комфортом современных междугородных поездов.
"За рубежом" №21,1979
|
</> |