Париж :Дворец Пале-Рояль .
ariananadia — 05.01.2022
В самом центре столицы Франции
расположился грандиозный Пале-Рояль или «королевский
дворец», история зарождения которого связана с влиятельнейшей
политической фигурой Франции 17 века — Кардиналом Ришелье.
Одноименная площадь
Пале-Рояль — площадь, дворец
и парк, расположенные в Париже напротив северного крыла
Лувра.Несмотря на название, стоящий на площади дворец был построен
по проекту Жака Лемерсье для кардинала Ришельё и поначалу назывался
Кардинальским.
Кардинал де Ришелье
Волынщик на Плас-дю-Пале-Рояль
и афиши фестиваля импрессионистов
Нормандии
Кардинал долгое время не мог найти для себя комфортное
жилище.
Восточный фасад
южный фасад
Резиденции, расположенные за чертой
города, мешали активному проявлению его самобытной натуры, а жить
под одной крышей с королем, пусть и в огромном дворце, было ниже
его достоинства.
Плита из колонны Пале-Рояль, улица
де Монпансье.
В 1624 году кардинал решился на
покупку большого поместья Анжен, расположенного напротив Лувра.
Перепланировка и масштабная реконструкция поместья была поручена
архитектору Жаку Лемерсье.
Стоит отметить, что Ришелье
коллекционировал предметы искусства — картины, скульптуры, фарфор.
Все свое богатство он перевез в Пале-Кардиналь. Так, например, в
его личной галерее были выставлены 262 картины, написанные великими
европейскими художниками. Разумеется, королевская семья,
возглавляемая Людовиком XIII, после постройки Пале-Кардиналь была в
замешательстве, поскольку не обладала такой роскошью. Но Ришелье,
дабы избежать зависти со стороны короля, пообещал, что завещает ему
свой дворец. Правда, Людовик XIII всего лишь на год пережил Ришелье
и не смог в полной мере насладиться жизнью в
Пале-Кардиналь.
Спустя пару лет вырос на этом месте
шикарный Дворец Кардинала – Пале-Кардиналь, с гвардейским залом,
библиотекой, живописным садом, картинной галерей и даже
театром.
Тимпан на южном фасаде
Королевская семья, не имевшая в
своем пользовании такой роскоши, не пыталась скрывать своей
зависти. Однако великий стратег Ришелье сделал дальновидный «ход
конем», завещав этот замок после своей смерти семье короля.
Тем самым он автоматически снял все
претензии, направленные в свой адрес, и обеспечил себе уверенную и
спокойную старость.
Ирония судьбы заключалась в том, что
Людовик XIII смог всего на один год пережить кардинала, в полной
мере так и не успев воспользоваться его щедрым даром.
После смерти Ришелье в 1642 году
Анна Австрийская уехала вместе с детьми из Лувра и поселилась в
Пале-Кардиналь, тем самым, превратив дворец в Пале-Рояль, то есть
королевский дворец. Здесь вырос будущий Король-Солнце Людовиг
XIV
При Людовике XIV и его преемниках
дворец служил городской резиденцией герцогов Орлеанских, и в
малолетство Людовика XV именно отсюда принц-регент вёл управление
всей Францией. В одном из флигелей «Король-Солнце» поселил свою
фаворитку герцогиню де Лавальер; там она родила двух внебрачных
сыновей короля.
Филипп Орлеанский,младший брат
короля
Семья Орлеанских владела Пале-Роялем
до Великой Французской Революции. За это время на территории
поместья произошло множество изменений. Герцог Орлеанский Филипп,
привыкший к роскоши и праздной жизни, приказал застроить свободную
территорию поместья домами с аркадами, чтобы превратить их в
торговые лавки и кафе.
Пале-Рояль и его сады на карте
Тюрго, 1739. Дворцовые фасады и сад на небольшой площади.
В начале XVIII в. дворцовые
апартаменты были обновлены в только входившем тогда в моду стиле
рококо. Эти интерьеры были уничтожены в 1784 г., когда на месте
части дворца было возведено здание театра для размещения Комеди
Франсез. Существовавший до этого театр Пале-Рояль был столь же
тесно связан с жизнью и творчеством Мольера, как лондонский
«Глобус» — с творчеством Шекспира.
Галерея Кур д'Оннер
Галерея французского театра
Перистиль Шартра
Перистиль Валуа
Садовая Галерея
Сегодняшний Театр дю Пале-Рояль,
Первоначально разработанный Виктором Луи в 1784 году с пожарными
лестницами
Вот некоторые интерьеры дворца:
Зал Собрания Государственного совета в Королевском
дворце
В центральной части парка был разбит цирк-шапито. Так на некоторое
время квартал стал настоящим развлекательным центром Парижа. Кроме
того, пользуясь привилегиями герцога, Филипп дал запрет полиции на
ее появление в окрестностях Пале-Рояль, а из самого дворца сделал
большой бордель.
Зал судебных процессов
Государственного Совета
Магазинчики, кафе, дамы легкого
поведения и полная безнаказанность – все это привлекало в поместье
самых разных людей. Есть мнение, что Бонапарт был постоянным его
посетителем.
Зал совещаний
Трибунала
Свою пламенную речь произнес в
стенах королевского дворца Камиль Демулен, положив начало Великой
Французской Революции. После казни революционерами Герцога
Орлеанского Филиппа в 1793 году дворец был национализирован, став
впервые за всю его историю общим достоянием Франции.
Зал
финансистов
Колонный зал
Офис министерства культуры
Офисы Конституционного
Совета
Спустя 20 лет Людовик XVIII
возвратил Пале-Рояль прежним хозяевам, воссоздав обстановку дворца
времен Ришелье. Пале-Рояль принимал у себя весь высший свет
французской столицы, проводя литературные вечера и балы.
Однако Парижская Коммуна 1871
года перевернула все с ног на голову, дворец был сожжен.
Восстановление дворца и придание ему нынешнего облика началось с
1873 года, тогда в нем и разместились Министерство культуры,
Государственный и Конституционный советы.
Персонажи из комедии дель
арте.
«Родившись» роскошным кардинальским
дворцом, став впоследствии королевским, Пале-Рояль в Париже дал
начало Великой Французской Революции. Пронизанное духом истории
поместье и по сей день служит объектом повышенного внимания, как
туристов, так и самих жителей Франции.
Примерно в те же предреволюционные
годы владелец дворца, герцог Орлеанский, впоследствии известный как
Филипп Эгалите, открыл сады для посещения всеми желающими и возвёл
на площади величественные колоннады с лавками.Это проявление
популизма принесло герцогу Орлеанскому расположение самых широких
слоёв парижского общества. Вскоре здесь засияли огнями самые модные
клубы и кофейни города.
Верне - 31 июля, 1830 - Луи-Филипп
оставляет Пале-Роял
Посетивший Париж в 1790 году Николай Карамзин назвал Пале-Рояль его
столицей:
« Вообразите себе
великолепный квадратный замок и внизу его аркады, под которыми в
бесчисленных лавках сияют все сокровища света, богатства Индии и
Америки, алмазы и диаманты, серебро и золото; все произведения
натуры и искусства; все, чем когда-нибудь царская пышность
украшалась; все, изобретенное роскошью для услаждения
жизни!..
И все это для
привлечения глаз разложено прекраснейшим образом и освещено яркими,
разноцветными огнями, ослепляющими зрение. — Вообразите себе
множество людей, которые толпятся в сих галереях и ходят взад и
вперед только для того, чтобы смотреть друг на друга! — Тут видите
вы и кофейные домы, первые в Париже, где также все людьми
наполнено, где читают вслух газеты и журналы, шумят, спорят,
говорят речи и проч. <...> Всё казалось мне очарованием,
Калипсиным островом, Армидиным замком («Письма русского
путешественника», письмо от 27 марта 1790
г.).
В 1852 г. площадь была
расширена при реконструкции Парижа, предпринятой под руководством
барона Османа. Во время Парижской коммуны 1871 г. дворец сгорел, но
был отстроен уже через два года и с тех пор размещает различные
правительственные учреждения — Государственный совет,
Конституционный совет и Министерство культуры. Сразу за дворцом
находятся старые здания Национальной библиотеки.
В 1986 г. на площади появились
современные инсталляции — так называемые Колонны Бюрена («Искусство
преображает город»).Несмотря на тот факт, что своя родная
библиотека замка была полностью сожжена пожаром гражданской войны,
местным властям удалось создать новую, располагающую куда большими
ресурсами. И пусть даже совсем древних и особо ценных манускриптов
здесь теперь не найдешь, интересные издания и необычные рукописи
все-таки присутствуют.
Комеди Франсез
По соседству с библиотекой, в
прекрасных садах Пале-Рояль располагается еще один не менее
занимательный объект – единственный в стране государственный театр
Комеди Франсез.
Своим возникновением театр обязан
герцогу Филиппу Орлеанскому, который, после смены власти решает
изменить облик сада и внести в него новый элемент – цирк-шапито,
располагая его в центральной части. И поскольку сюда допускаются не
только коронованные особы и аристократы, но и обычный народ, место
очень быстро становится популярным и интересным. Цирк обрастает
своими поклонниками, приобретает имидж и громкое название Комеди
Франсез. Уже спустя пару лет он и расположенные вокруг него лавки с
товаром называют «центральной частью Парижа» и «местом, где можно
весело и недорого провести время».
|
</> |