Памятка журналистам и блогерам в день выборов

топ 100 блогов voxpop_6607.09.2018 Уже послезавтра страну накроют выборы. О чем можно, а о чем не рекомендуется писать и публиковать материалы в этот день, и в предшествующий "день тишины"?

Роскомнадзор подготовил практические рекомендации для редакций средств массовой информации с целью профилактики нарушений законодательства Российской Федерации на основе требований действующего законодательства о выборах с учетом практики правоприменения и результатов мониторинга средств массовой информации в период подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.

Выб111

Предвыборной агитацией согласно статье 2 Федерального закона № 67-ФЗ называется деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности запрещается проводить предвыборную агитацию.

При этом предвыборная агитация может проводиться кандидатом (а не представителем СМИ) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых СМИ - в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона № 67-ФЗ);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; 3
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
ИИнформация о кандидатах, распространяемая СМИ, не является предвыборной агитацией при условии, что она не подпадает под понятие предвыборной агитации и не имеет признаков агитационных действий.
Важно понимать - СМИ могут самостоятельно публиковать исключительно информационные материалы о выборах, о кандидатах, о политических партиях, в том числе информацию о предвыборных мероприятиях, в которых не содержится признаков агитационных действий.

Например, возможно опубликование информационных сообщений и материалов о кандидатах, интервью с кандидатами, выпуск в эфир программ с участием кандидатов, размещение результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных аналитических материалов, связанных с выборами с обязательным соблюдением нижеописанных требований Федерального закона № 67-ФЗ.

Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ, должно быть объективным, достоверным и не нарушать равенство кандидатов, политических партий.

Перейдем к конкретным требованиям законодательства Российской Федерации о выборах, которые редакции СМИ обязаны соблюдать при освещении выборов. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев (п. 5 ст. 45 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 4 ст. 58 Федерального закона № 20-ФЗ п. 5 ст. 46 Федерального закона № 19-ФЗ)
Информируя о кандидатах, как сообщалось ранее, журналисты должны соблюдать принципы беспристрастности, объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий.

Принцип равенства кандидатов, политических партий при осуществлении СМИ информирования избирателей означает недопустимость 4 замалчивания общественно значимой информации об одних кандидатах, политических партиях в сочетании с постоянным информированием о любых, даже о самых незначительных действиях других кандидатов, других политических партий, обнародования имеющейся негативной информации об одном кандидате и замалчивание аналогичной информации о другом и т.д.

Запрет комментирования информации о предвыборных мероприятиях означает, что информационные сообщения, во-первых, должны идти отдельным блоком, во-вторых, не должны включать мнения любого лица, в том числе и журналиста, не выражать личную оценку деятельности или личности какого-либо кандидата. Журналист должен подавать информацию объективно и всесторонне, избегая возможности трактовать данное сообщение, как информацию, склоняющую к явному выбору одного из остальных кандидатов.

Кроме того, данное требование также подразумевает недопустимость замалчивания информации о проводимых участниками избирательного процесса предвыборных мероприятиях с одновременным освещением таких же мероприятий, проводимых другими участниками избирательного процесса.

При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать перечень конкретных данных (п. 2 ст. 46 Федерального закона № 67-ФЗ п. 2 ст. 60 Федерального закона № 20-ФЗ п. 2 ст. 47 Федерального закона № 19-ФЗ)
Законодатель относится к опубликованию результатов опросов как деятельности по информированию избирателей, а не как к предвыборной агитации.

Если СМИ в период агитации публикуют информацию, которая содержит результаты опросов граждан относительно предстоящих выборов, то они обязаны указывать следующие данные:
- название организации, которой проводился опрос; - место проведения опроса (город, регион и т.д.);
- время проведения опроса (дата);
- количество опрошенных граждан (выборку);
- каким способом проводился сбор информации (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа и т.д.);
- точная формулировка вопроса, используемая при опросе граждан;
- статистическую оценку возможной погрешности;
- лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;
- лицо (лиц), оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).
Однако возможность выпуска агитационных материалов в форме результатов опросов общественного мнения не исключается. Причем такой выпуск не будет нарушать требования закона, если будут соблюдены общие требования к выпуску агитационных материалов - избирателю должно быть понятно, что данный материал носит агитационный характер.

Пример публикации с нарушением названных требований:
«В преддверии выборов губернатора и депутатов в муниципалитет в <�…(регион)…> провели соцопрос. Как показало исследование, почти половина ярославцев (40,1%) пойдет на выборы. Есть и те, кто пока не определился - 12,8%. Около 8% респондентов не собираются идти на избирательные участки. Партийные предпочтения у жителей региона тоже разные, но лидирующие позиции занимает партия Единая Россия, за нее готовы отдать свой голос 43,9% респондентов. Второе место у КПРФ - 12,1%, третье место у ЛДПР - 9,8%. Далее идут Справедливая Россия - 4,8%, Яблоко - 2,2%, Парнас - 1,6%. Остальные голоса разделились между Коммунистами России, партией Родина и Патриотами России. Партия Единая Россия - очевидный лидер по данным исследования, а все вместе взятые партии проигрывают ей».

Из требуемых данных материал содержит только место проведения опроса.

В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами (п. 3 ст. 46 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 3 ст. 60 Федерального закона № 20-ФЗ, п. 3 ст. 47 Федерального закона № 19-ФЗ)
За 5 дней до дня голосования и в день самого голосования (день выборов) запрещается опубликование и размещение в СМИ информации, содержащей результаты опросов, прогнозы или иные данные относительно предстоящих выборов.

Следовательно, любая информация, содержащая конкретные данные, согласно которым можно спрогнозировать итоги предстоящих выборов, а также аналитические материалы, содержащие предположения и прогнозы о возможных победителях среди кандидатов, возможное количество голосов, обнародованные в указанный период, будет являться нарушением.

Примеры материалов с нарушениями указанных требований:
(материал опубликован за 4 дня до выборов)
«По прогнозу политолога <�…>, нынешний глава <�…> победит в первом же туре, получив от 55 до 65 процентов. За действующего врио губернатора <�…>, по итогам августа, собираются проголосовать 63 процента горожан». материал опубликован за 2 дня до выборов: «...Больше всех голосов предрекают старым главам - <�…> в Белгородской области (77%) и <�…> в Мордовии (73%), меньше всего - <�…> (Томская область) и <�…> (Севастополь) - соответственно 54% и 55%...».

Что же касается публикации не информационных, а агитационных материалов (предвыборной агитации), то редакциям СМИ необходимо также обратить внимание на нижеуказанные требования законодательства о выборах.

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (п. 5 ст. 52 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 16 ст. 66 Федерального закона № 20-ФЗ, п. 15 ст. 53 Федерального закона № 19-ФЗ)
При публикации агитационных материалов в СМИ редакция не должна сопровождать их заголовками и иллюстрациями, которые могут исказить смысл и цель агитационного материала, и, тем самым, нарушить права кандидата; давать свои комментарии и отражать собственную позицию, относительно того или иного кандидата в какой-бы то ни было форме, за исключением тех случаев, когда такие действия согласованы с кандидатом.

Использование в агитационных материалах высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица (п. 9 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 9 ст. 62 Федерального закона № 20-ФЗ, п. 7 ст. 49 Федерального закона № 19-ФЗ)
Данная норма касается как положительных, так и отрицательных, а также нейтральных высказываний.

П. 9 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ также содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых получение письменного согласия физического лица на использование в агитационных материалах его высказываний не требуется:
а) использование избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;
б) использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;
в) цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
В случае размещения высказываний физического лица в печатном агитационном материале документ, подтверждающий согласие, должен быть представлен в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала в СМИ документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию по ее требованию.

При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в установленных законом случаях (п. 9.1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 9.1 ст. 62 Федерального закона № 20-ФЗ, п. 7.1 ст. 49 Федерального закона № 19-ФЗ)
При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
При этом получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

Запрет на использование изображений в агитационных материалах обусловлен ограничением возможности для участников избирательной кампании использовать ресурсы иных личностей (авторитет, популярность, узнаваемость, прочее) в агитационных целях. Использование изображений неопределенного круга лиц при этом допускается постольку, поскольку эти изображения помогают донести до избирателей смысловую нагрузку сюжета, в котором используется изображение кандидата.

Под неопределенным кругом лиц следует понимать неперсонифицированных субъектов, представляющих определенную социальную группу (врачи, учителя, пенсионеры и т.д.), на которую направлены определенные программные положения кандидата или политической партии, или группа лиц, объединенных определенным творческим замыслом, обуславливающим содержание агитационного материала (гости мероприятия, участники какого-либо события, к примеру, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.). При этом значение личностных качеств данных субъектов должно отсутствовать, а единственной целью их присутствия в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом, политической партией.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах (п. 6 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 8 ст. 62 Федерального закона № 20-ФЗ, п. 6 ст. 49 Федерального закона № 19-ФЗ)
Запрещается любое привлечение несовершеннолетних лиц, к агитационной деятельности: к распространению призывов голосовать «за» или «против» кандидата в устных выступлениях, в печати и в теле- или 9 радиоэфире, во время массовых мероприятий. Важно понимать, что все изображения детей запрещены, в том числе изображения детей кандидатов.

При обнародовании в СМИ агитационных материалов или при демонстрации предвыборной кампании также запрещается использовать фотографии или изображения несовершеннолетних, цитирование их высказываний.

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению экстремистской деятельности, либо иным способом побуждать к экстремистским деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм (выдержки из п. 1 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ)
ССогласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) относится (выдержки из закона, имеющие отношение к деятельности СМИ):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в статье и являющихся преступлением.
Следует отметить, что публикация в СМИ материалов с признаками экстремизма вне зависимости от тематики материала (в данном случае тематика, связанная с выборами) будет являться нарушением действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации (выдержки из п. 1 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ)
К злоупотреблению свободой массовой информации согласно статье 4 Закона о СМИ относится распространение в СМИ:
- информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний;
- сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;
- материалов, пропагандирующих порнографию;
- материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости;
- материалов, содержащих нецензурную брань;
- информации об экстремистской организации без указания на то, что она ликвидирована или ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации;
- сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
- сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей;
- информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия);
- сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством;
- иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В случае установления фактов распространения вышеназванной информации к СМИ будут применяться меры пресекательного характера – вынесение предупреждения редакции и учредителям СМИ, а также составление протоколов об административных правонарушениях.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (п. 3 ст.49 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 3 ст. 63 Федерального закона № 20-ФЗ, п. 3 ст. 50 Федерального закона № 19-ФЗ)
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых СМИ проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Соответственно проведение предвыборной агитации в день голосования и «день тишины» запрещено.

Пример материала с нарушениями указанных требований:
На информационном портале (СМИ) в день голосования велась текстовая трансляция хода выборов. При этом редакция в качестве иллюстрации того, что один из кандидатов посетил избирательный участок и отдал свой голос, разместила видеоматериал с интервью данного кандидата, в котором присутствовала следующая информация:

«00:26 - Я надеюсь, что активность (граждан) позволит организовать второй тур выборов.
00:29 - Если мы не дадим нашему сопернику набрать 50% и я стану вторым, а по всем опросам так это и получается, то второй тур выборов вполне реален».

Законодательная база
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ);

Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» » (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ);

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 19-ФЗ);

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ);

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

При подготовке данных практических рекомендаций использовались материалы брошюры «Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы» / М.В. Гришина, Е.С. Данилова, В.И. Луценко, Ю.Н. Пугачева, М.В. Цветкова, П.П. Шеншин. – М.: РЦОИТ, 2016 (http://www.rcoit.ru/upload/iblock/1cd/pamsmi2016.pdf)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда читал Зыгаря о начале 20 века, о тогдашней беспомощности властей, меня не покидало ощущение, что я это недавно где-то видел. Вот этот вот ответ: "Во-первых, цари есть у всех и нечего тут лодку раскачивать, а во-вторых, если будете упорствовать, то нафиг раскатаем (танками)". ...
Чисто для справки: США тоже являются великой зерновой державой. Правда на кормовые культуры в США приходится доля сельхозземель в 70%. А это значит, США не только великая зерновая держава, но и великая животноводческая. А вот о Эрефии, гордящейся тем, что вышла на первое место в мире по ...
Планы из блокнота: — провела с ребёнком и багажом 24 часа во Внуково — слушала басни и классическую музыку в КурЗале Кисловодска — Наблюдала суда Московского моря — Как ...
По заказу друга, которому еще предстоит поправляться Начинающий душегуб Харитон получил за голову анархиста Матюкайленко банку кильки в томате и бутылку ситро «Буратино». Это была неплохая ставка, поскольку все остальные начинающие душегубы пока что работали за идею. Платил Харитону глав ...
...