Ответ на главные претензии - к теме самых больших иллюзий
e_greenberg — 15.08.2013 Во-первых, просто напоминание. Блог психологический, не философский, не для поиска единственной существующей и "правильной" истины. Поэтому обсуждаемые темы мной рассматриваются исключительно с позиции психологии, причем тема иллюзий - больше с практической - что людям помогает лучше находить себя, свои желания, свои ресурсы для их реализации, встречаться с разными чувствами и событиями и т.д.Теперь основное. Одна из претензий, чуть ли не самая часто встречающаяся (и важная в аспекте того, что блог этот о психологии) которая высказывалась к каждой из трех частей, такая: "люди, пережив отказ от этих иллюзий, или если они будут думать так, как вы пишете - сложат руки, впадут в отчаяние, сойдут с ума, не будут ничего предпринимать, перестанут верить в себя" и так далее.
В основе такого восприятия - представление, что существует только два варианта, мы или "всемогущи" - или "полностью бессильны" - третьего не дано. Нарисовала условную картинку, чтобы было понятнее, о чем шла речь. Примерно так можно изобразить то, что оценка "или всемогущество" или "беспомощность" - это крайности. Когда мы выбираем крайности - мы отказываемся от того, что посередине, а это, собственно, и есть наша обычная жизнь (красный кружок). За пунктирами - мы выпадаем из зоны своего обычного функционирования, мы как бы "застываем", теряем связь с нашими чувствами, с нашими ресурсами, с собой, возможность действовать - ограничивается.
Как можно заметить, красный кружок немного заползает с одной стороны - за линии иллюзий, с другой - за линию отчаяния. Когда мы оказываемся лицом к лицу с экстремальными событиями нашей жизни - мы можем "зайти" за пунктиры, но потом возвращаемся обратно, в основное поле круга. Как видите, это поле, или отрезок в центре - намного больше, шире, чем крайние отрезочки. А если мы опираемся в каком-то вопросе на обозначенные крайности - нас бросает от одной к другой из них, мы "пролетаем" центр. А центр - это наша "бытовая" реальность, тут мы действуем, живём и чувствуем, это поле практики. Призыва переходить из одной крайности в другую - не было. Принятие событий и явлений происходит в центре. Откуда мы двигались в этот центр - от иллюзий, или от отчаяния - бывает и так и так, бывает мы никуда и не "выпадаем".
Теперь пример. Мне пишут: "Зачем мне думать о том, что я не всемогущ. Если я не смогу купить себе Патек Филипп - зачем мне тогда, вообще, жить?". Может это стёб, а может, и серьёзно, но подходит для примера. Отвечаю. Когда происходит принятие своего не-всемогущества - есть возможность отыскать свои ресурсы, "настроить" их на реальность - то есть обратить в практическое русло (реализовать желания). Допустим, человек решает открыть свой бизнес. Как правило, для того, чтобы этот бизнес работал, нужны другие люди (соинвесторы, кредитор или покупатели - не суть важно). Человек, уверенный в своём всемогуществе - обходит 100 потенциальных партнеров и везде получает отказ (встречается с любым другим неприятным фактом реальности). Что происходит дальше?
Он садится и говорит себе: "Хм, что-то не так. Никто не верит в мою идею, как я. Мне отказали. Мой продукт не понравился". Это и есть принятие. Человек признаёт, что он не всемогущ. Он принимает то, что так, как он захотел - не получилось. Встречается с реальностью. Реальность была не очень симпатичной, но он примирился с тем, что она такая. Что он делает дальше? Он думает: "Окей, почему они не видят в моей идее то, что вижу я? Может, я не верно объясняю? Может, мне нужна другая презентация? Может в идее что-то поправить? Или нужна другая? Что они мне говорили?" Это переход к стадии рассматривания разных фактов реальности и размышлениям о действиях, и потом уже будет выбор решения и само действие. Поэтому без принятия своего "невсемогущества", ошибок, а иногда и бессилия - действий-то никаких не будет. Будет: "Я продолжу ходить и ничего не менять, так как я знаю точно, это сработает. Они не понимают, но я понимаю". Думаю, излишнем объяснять, что без позитивного ответа из практики, человек однажды вывалится в "отчаяние" или очень далеко уйдёт от реальности - эти крайности очень дружны между собой. Отказываясь от иллюзии (пусть не сразу, аккуратно и постепенно), мы переходим к реальности и начинаем задавать себе вопросы из практического ключа, и это и помогает нам и жить и действовать. В этом смысл принятия.
То же самое и со справедливостью мира. По краям за пунктирами - тотально справедливый и несправедливый мир. Если рассматривать мир крайне и тотально в дихотомии "или да" "или нет", поле практической жизни проходит "мимо нас". Если мы в иллюзии о справедливости, и очень цепко за неё держимся - не хотим с ней расставаться и встречаемся с экстремальным событием (ранящим) в своей жизни - мы или углубляемся в эту иллюзию, или вылетаем в другую крайность "мир несправедлив ко мне". Более тесная связь с реальностью делает нас устойчивее. Со смертностью - примерно так же, но тут такие иллюзорные варианты: "я бессмертен" или "я смертен, но тогда всё бессмысленно". В комментариях именно такая претензия часто встречалась. Реальность в том, что люди смертны, но сейчас мы живы. И мы многое можем. Например, самостоятельно поискать смысл своей конкретной жизни.
Апд: Кстати, можно просто ради интереса поискать такие крайние установки у себя в другом чем-то, этот принцип работает очень широко. Например, у меня долго была такая установка: "Если не опираться полностью и только на себя, ничего не выйдет, мои планы не осуществятся".
|
</> |