Отрывочные аргументы в одной дискуссии

топ 100 блогов scholar_vit02.02.2010

Собственно, я уже говорил об этом раньше - неважно, можно и повторить.

Все эти этикетки "правое-левое", или там мнения о справедливости прогрессивного налога - они, конечно, что-то говорят, но это симптомы, признаки. Эмпирический факт состоит в том, что и мы, и они можем быстро отличить "своих" от "чужих". На уровне "обнюхивания", уже по нескольким фразам - ага, это свой - или наоборот. Поэтому полезно понять, где корень различия. Этот корень в философии, точнее - в отношении к жизни.

Вопрос на самом деле такой. Есть ли у человека неотъемлемое свойство, которое я, следуя Канту, буду называть достоинством - причем у каждого, включая и банкира, и бомжа с улицы, и клиента велфэра, и убийцу, и террориста? Такое, которое всегда у него просто в силу того факта, что он личность? И которое, в отличие от ценности, сравнивать с другим достоинством нельзя (опять отсылка к Канту)? Если мы полагаем, что есть, то многое становится очевидным. И Статья 1 Декларации прав человека. И медицинские дилеммы - можно ли при лечении рассматривать ценность человека (почку пересаживаем только VIP)? И вопрос о пытках. И т.д.

С другой стороны, если мы не считаем, что такое свойство есть, то для того, чтобы люди друг друга не ели, приходится изобретать разную казуистику - идея о выведении свободы из собственности на самого себя тут ещё не самая странная. Тогда Статья 1 оказывается пустыми словесами, а на вопросы о медицинских дилеммах и пытках ответы оказываются совсем другими.

Я согласен с тем, что изначально идея достоинства имеет религиозное происхождение. Достоинство есть следствие того, что человек создан "по образу Божию". Поэтому оскорбление человеческого достоинства есть оскорбление Бога - как в истории про римлянина, втоптавшего в грязь монету и осужденного за laesa maiestas. Тут важно, что ценность самой монеты не имеет значения: изображение императора есть и на медных, и на золотых деньгах. Интересно, что сейчас среди сторонников этого принципа много атеистов - но если я признаю себя наследником европейской культуры, то никуда не уйти от религиозной составляющей наследства. С другой стороны, среди противников этого принципа много людей, называющих себя религиозными - впрочем, мой личный опыт общения с ними показывает, что правильнее было бы им называть себя суеверными.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сначала про хорошее/ А почему для людей не работают законы физики? Мне вот интересно куда деваются за ночь от 200 грамм до килограмма?Ну закон сохранения материи. Куда девается часть мей материи за ночь? Т/е когда в туалет сгоняешь,то понятно куда. А вот к примеру ...
Повесть Чехова "Дуэль" (1891 год) длинная и нудная (на мой взгляд). Несмотря на то, что Чехов тут, похоже, решил постебаться над всеми "лишними людьми", которые были в русской классической литературе до его Лаевского: тоже дворянина и тоже "учёного малого" (филологический факультет ...
После того, как в Интернете поднялась буча по поводу скандала с отправкой детей чиновников вместо больных и брянский губернатор заявил, что с мэром Шкуратовым надо разобраться, у него неожиданно нашелся хороший заступник. Глава того самого фонда, за деньги которого отправили в Турцию ...
В 2003 году однолагерник и бывший друг Солженицына Семён Бадаш написал ему «Открытое письмо». В нём автор обвиняет Солженицына, что тот был приспособленцем, стукачом и обманщиком. Также Бадаш рассказывает, как на самом деле проходилл восстание в лагере в Экибастузе: его организаторами ...
В общем, решили в Ямск зимником продукты доставить. Собрали караван из пятнадцати "Уралов" с крытыми кузовами-фургонами, я поехал с первой машиной, рядом, на снегоходе. Всё хорошо шло, пока мы до Мелководной не доехали. А только метеостанцию прошли - она там жилая, зашли - семья живёт, ...