Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?

топ 100 блогов engineering_ru17.01.2018

  • Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Вы когда-нибудь задумывались, насколько человечество стало зависимо от электрического тока? Даже часовой перерыв в электроснабжении способен довести современного человека до отчаяния. А ведь электричество пришло в наши дома относительно недавно – приблизительно в 1870 годах, когда в обиходе начали появляться электрические лампочки. Поначалу «неживой свет» был принят обществом довольно прохладно – более дорогие и сложные электродуговые лампы проигрывали газовым и керосиновым.


Сейчас мировое потребление электроэнергии достигает невероятных цифр. К примеру, средний завод требует около 50-100 МВт, а средний город 3000-5000 МВт. Москва, к примеру, потребляет столько же, сколько весь Казахстан – 150000 МВт. За этими цифрами стоят промышленные объекты, тепло в домах людей, вся инфраструктура. Таким образом, вопросы энергетической безопасности становятся крайне важны, и имеют стратегическое значение.

  • Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Сегодня я расскажу о мини-ТЭЦ, расположенной за Уралом: в городе Ревда Свердловской области. Это довольно необычный проект и своим рождением он обязан случаю, едва не ставшим трагическим. В 2009 году на СУМЗе (Среднеуральском Медеплавильном Заводе) случилась авария – внезапно отключилось электропитание. Для промышленного гиганта это сродни катастрофе, ведь все производственные процессы настроены на беспрерывный цикл работы. Металлургические агрегаты, такие как печи Ванюкова, где плавится медь или другие металлы, содержат в себе водоохлаждаемый контур, через который прокачивается охлаждающий агент. Таким образом, отключение питания грозило повреждением печи (а ее цена ни много, ни мало 300 млн. рублей) и опасными выбросами в атмосферу.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


К счастью, в тот раз все обошлось, но эта история многому научила руководство комбината: стало очевидно, что производству необходим автономный источник электроэнергии. И в 2014 году в партнерстве с ГК «Штарк» на территории завода была заложена мини-теплоэлектростанция, о которой и пойдет речь сегодня.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Принципиально мини-ТЭЦ работает как двигатель автомобиля, с той лишь разницей, что в автомобиле поступательное движение поршней преобразуется во вращательное движение колес, а тут – во вращательное движение вала генератора. Выхлопные газы передают свою энергию воде, обеспечивая горячее водоснабжение.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Перед началом осмотра меня принял директор станции – Николай Козырин.
«Более 20 лет я работаю в энергетике на разных объектах в Ревде. Но подобный проект в моей практике впервые – за 18 месяцев с нуля построена полноценная электростанция. Почти все сотрудники – 26 человек, работают тут с момента открытия. И высокой эффективности мы достигаем не только за счет самого современного оборудования, но в гораздо большей степени за счет понимания работниками своих задач, их квалификации и отношения к делу. В этом ключ успешной работы!»


Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?

Общая мощность станции составляет около 21,5 МВт и она покрывает около 30% общей потребности завода в энергии.
Газ для работы станция покупает у завода, после чего он поступает на установку подготовки - тут газ фильтруется, осушается и подогревается до нужной температуры. Подобные установки мы недавно видели в Татарстане.

Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Всего за год через станцию проходит до 45 млн. кубометров газа.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?

В стоимостной оценке более 70% станции складывается из зарубежных компонентов. Это связано с более высокой надежностью, но все, что касается газа – все наше, отечественное.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Сердце электростанции – 5 немецких газопоршневых агрегатов Motoren Werke Mannheim (MWM). Каждый двигатель находится в отдельном боксе – это удобно для обслуживания и модернизации.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Мощность каждого агрегата составляет около 4300 кВт или 5900 лошадиных сил. Проще говоря, в пяти боксах стоят 30 Bugatti Veyron или 20 Bugatti Chiron. Неплохо для уральской глубинки, да?
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Шум от этих установок стоит не меньше, чем от суперкаров – более 100 дБ. Без наушников заходить в боксы категорически нельзя.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Рассказывает Владислав Коршунов, слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования:
«В сами боксы мы заходим достаточно редко – все параметры работы двигателя можно посмотреть и изменить удаленно. Раз в год (приблизительно, это зависит от наработки часов) в агрегатах меняется масло – каждый требует около 2 тонн.»

Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Выработанная энергия сразу же поступает на распределительное устройство 6 кВ потребителям:
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?

И на распределительное устройство 0,4 кВ собственных нужд:
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Разумов Алексей Борисович, электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования:
«Почти все оборудование у нас немецкое, но, тем не менее, на этапе пробной эксплуатации мы выявили несколько серьезных недостатков в работе систем. Почти всё мы решили сами, но сообщили немецким инженерам о неполадках и недоработках. Они приезжали в Ревду посмотреть на наши решения.»

Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Далее электроэнергия поступает на распредстанцию СУМЗа и отправляется к конечным потребителям – в цеха.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Почти всю «экскурсию» по станции я задавал работникам каверзные, на мой взгляд, вопросы:
- А что будет, если основные агрегаты встанут? Как их завести без внешнего питания?
- Случай довольно фантастичный, но даже если такое случится, у нас есть резервный дизельный двигатель Volvo с генератором SDMO. Его мощности как раз хватит, чтобы запустить 1 агрегат.
- А дальше?
- А дальше работающий агрегат запустит все остальные по цепочке.

Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Если с электричеством все более-менее понятно, то как происходит передача тепла?
Как я уже писал, тепло «снимается» водой с горячих (температура на выходе из агрегата более 400 градусов) выхлопных газов с помощью газоводяных теплообменников:
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Поверхности нагрева в них состоят из стальных труб, через которые проходят выхлопные газы.
Автоматика самостоятельно регулирует насколько надо подогревать воду, открывая и закрывая регулирующие устройства:
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Разогретая вода внутреннего контура передает свое тепло сетевой воде, поступающей с завода через систему теплообменников:
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Жуков Олег:
«Строго говоря, мы не греем сетевую воду, а только подогреваем. В среднем на 6-12 градусов, но и эта работа позволяет экономить предприятию неплохие суммы»

Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Излишки тепла станция утилизирует через сухие градирни на крыше. Они напоминают внешние блоки кондиционера.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Сейчас они холодные, но летом в жару – эффективно рассеивают излишки тепла.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Если газопоршневые агрегаты – это сердце станции, то операторская, это ее мозг.
Тут круглосуточно следят за всеми процессами, проходящими на станции.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Кстати, оператором сегодняшней смены оказался сын директора станции - Владимир Козырин. Вот такая преемственность поколений:)
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Забыл сказать про экологическую составляющую проекта: станция работает на природном газе и это очень экологичное производство энергии. Выбросы парниковых газов при сжигании одной тонны условного топлива у природного газа в 1,7 раза меньше, чем у угля, и в 1,4 раза меньше, чем у мазута. На практике же уменьшение выбросов еще существенней из-за более высокой эффективности энергетических установок, использующих природный газ.
А если говорить проще, то стоя даже в 5 метрах от выхлопных труб работающих агрегатов, я мог дышать воздухом без какого-либо дискомфорта.
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


Рассказывает Олег Янович, генеральный директор ООО «Штаркэнергострой»
«Наша станция строилась на условиях полного финансового обеспечения со стороны ГК «Штарк», и общий объем инвестиций составил 1 миллиард 112 миллионов рублей. Мы планируем выйти на окупаемость в течении 6-7 лет, а по истечению 9-летнего контракта с СУМЗ, станция будет передана в их пользование. За 3 года эксплуатации станции СУМЗ получил около 500 миллионов кВт*ч энергии, а экономия по сравнению с покупкой электроэнергии на оптовом рынке составила более 50 миллионов рублей.»

Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?


По словам Олега Борзунова, главного энергетика ОАО «СУМЗ», этот проект лишь первый этап в глобальном проекте по созданию собственных генерирующих мощностей. В долгосрочных планах предприятия – создание подобных мини-ТЭЦ на 12 заводах холдинга общей мощностью более 200 МВт.

Мини-ТЭЦ способны обеспечивать не только энергетическую безопасность крупных предприятий, но и нести тепло и электроэнергию в жилые поселки, удаленные от объектов традиционной инфраструктуры, по выгодным тарифам.
В условиях современного финансового кризиса малая энергетика, долгое время находившаяся на вторых ролях, высокими результатами и невероятным потенциалом потдтверждает свою значимость и способность быстро адаптироваться к непростым рыночным условиям.

Я благодарю ГК «Штарк» за приглашение и рассказ о производстве и говорю «До встречи на новых объектах!».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Интереснейше открытие, возможно, сделал харьковский Историк Эдуард Зуб . В советском документальном фильме 1957 года " Живи, Украина !" он обратил внимание на выступление человека поразительно похожегона Степана Саенко - участника гражданской войны, активного осуществителя красного ...
Итак, уважаемые, выкладываю наш музон. Группа Ndoped Альбом J.B.N. Песня Think I'm Sure Слова, музыка - всё своё. К слову сказать, у нас все песни совершенно разные, есть и тяжеляк типа гранжа. Нужно создать группу в вконтакте, где я подробно всё распишу. Клип - ...
История отечественных побед и военных достижений ХХ века неотделима от главного символа Красной, позднее — Советской армии: красной звезды. Лаконичный и простой, легко запоминающийся и видный издалека, этот опознавательный знак русских воинов двадцатого столетия знают по всему миру. ...
посоветуйте, пожалуйста, хорошие фильмы-детективы? upd. и еще сериалы посоветуйте. так, чтобы: 1. не комедия 2. не слишком много сезонов 3. например костюмная драма (но Борджиа у меня совершенно не пошли, и Тюдоров даже пробовать не хочу) 4. особенно из ...
Ура!! Дина Гарипова -лучший голос страны! Весь проект отправляла за нее смски, молодец! Красавица! В 21 год такая энергетическая мощь и ТАКОЙ ГОЛОС!!! ...