Откровенная рецензия
supermipter — 08.08.2015 Оригинал взят у hasid в Великий Герман***
Трехчасовой фильм Алексея Германа об истории арканарской резни, вышедший в британский прокат, потряс кинокритиков Туманного Альбиона. Сразу в нескольких рецензиях фильм оценивается как лучшая картина с начала тысячелетия.
Показанный режиссером средневековый ад, полный грязи, нечистот, соплей, дерьма, паразитов и насилия - крайне тяжелое зрелище, признает The Times. Однако это лучшее, что было снято за последние годы.
The Guardian отмечает маниакально-неистовое и странно замедленное движение хаоса в кадре. Издание проводит параллели со "Сталкером", снятым Андреем Тарковским по другому произведению братьев Стругацких.
"Это действительно достоверный и вдохновенный кошмар, который открывает сюрреалистическую панораму", - говорится в рецензии. Как отмечается, Алексей Герман выстроил диалоги героев так, что они делают фильм еще более похожим на дурной сон, напоминая Кафку и Босха одновременно.
"Представьте, что вы находитесь в чистилище: это средневековье, и это другая планета. Вы шагаете через дым, грязь, навоз, дерьмо, мимо висящих туш, некоторые из них человеческие, через гниль и вонь, по следам дона Руматы", - предлагает Financial Times, называя разворачивающиеся в картине действия "часом пик в Дантовом аду".
Но эта адская среда на самом деле только подчеркивает способность человеческого сострадания существовать в самые темные времена, отмечает TimeOut. "Трудно быть богом" испытывает на прочность как самого героя, так и зрителей, заставляя их понимать необходимость оставаться человеком в мире зла".
***
Герман - последний великий советско-российский режиссёр. В какой-то мере этому способствовало то, что он пытался смотреть на советско-российскую действительность отстранённым взглядом белого(да,да советская аристократия из местечек считает себя белыми людьми и пожалуй насыщаясь русской кровью действительно переходит на новый уровень) человека. Это же было свойственно и Тарковскому.
Вообще великими культурные деятели в России становились тогда, когда не отождествляли себя с автохтонной массой и не пытались ей понравиться. Вся дворянская литература (и шире - культура) XIX века на этом выстроена.
А Герман (и Тарковский, и некоторые другие) ощущали себя советской аристократией, тщательно конструируя свой личный апартеид.
Сейчас по этому пути пытается идти режиссёр Звягинцев, посмотрим, что у него получится.
|
</> |